Как и на младшей ступени, многое в уроке зависит прежде всего от специфики того, кого обучают. Вот почему нужно было хотя бы кратко охарактеризовать личность старшеклассника.
Одним из важных новообразований в психике старшеклассника, по сравнению с подростком, является направленность на будущее, попытка осмыслить с этих позиций свое настоящее. Выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение становится для них тем эффективным центром жизненной ситуации, вокруг которого начинают вращаться и вся их деятельность, и все их интересы. Поэтому все обучение должно ориентироваться на «завтрашний день развития».
Старшеклассникам свойственно, главным образом, произвольное запоминание, которое оказывается эффективным в том случае, если они осознают, зачем следует запомнить тот или иной материал, что в результате этого будет достигнуто. Помогает в этом возрасте запоминать и осознание характерных особенностей материала, соотнесение и смысловая группировка объектов запоминания и, главное, опора на мыслительную работу в учебной деятельности.
Старшекласснику свойственен рост произвольности психических процессов. Это означает, что ему чаще приходится управлять собой, что у него появляются навыки самоорганизации, растут моральные силы, повышается самокритичность, умение видеть свои сильные и слабые стороны; формируются убеждения и мировоззрение. Именно на эти (и другие) достоинства возраста должно опираться обучение и воспитание.
Интересно отметить и стремление юношей и девушек к обособлению, которое проявляется в составе своей возрастной группы, в составе коллектива сверстников, в рамках групп сверстников (приятелей, друзей), внутри коллективов и групп. Знание указанных процессов в каждом данном классе может служить (помимо всего прочего) основой для организации коллективных форм работы, при которых перед группой ставится общая познавательная задача, а учитель организует и стимулирует совместный поиск, где каждый является активным участником.
Необходимо с пониманием относиться к таким явлениям, свойственным данному возрасту, как состояние почти постоянной увлеченности, как необычность поступков с целью привлечения внимания представителя противоположного пола, как почти повальное увлечение музыкой, как стремление выделиться из общей массы с помощью одежды и т. д. Будучи направленной в нужное русло, вся эта энергия может быть использована учителем «в мирных целях». В частности, все это можно учитывать при организации дискуссий, индивидуальных заданий и т. п. Без этого невозможно обучать и воспитывать личность. Без учета этого невозможно строить урок на старшей ступени обучения.
Покажем два урока, которые, возможно, в чем-то помогут учителю планировать.
Урок 1.
Тема урока: «Знакомство с жизнью молодёжи в Германии .» (содержание: краткие сведения о Союзе свободной немецкой молодежи, о жизни и взглядах членов этой организации).
Цель урока: учебная — развитие умения читать (задачи: обучать догадке при чтении — по словообразованию, контексту; совершенствовать технику чтения — чтение под фонограмму; учить поиску необходимых сведений в прочитанном тексте и в лексиконе); воспитательная — прививать комсомольцам чувство дружбы с членами ССНМ.
Материалы по педагогике:
Развитие современной медицины
Современная медицина предложила новый взгляд на болезнь, в соответствии с которым причины болезни имеют физическую природу и поддаются научному объяснению. Научный подход при определении диагноза и выборе метода лечения является важнейшей особенностью современного здравоохранения. Среди других важн ...
Духовное развитие - основа нравственно-этического воспитания
Понятие о воспитании Воспитание – самое святое дело из всех святых дел. (Святитель Феофан Затворник) Детство – время развития всех сил человека, как телесных, так и душевных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде идет ...
Тренинг по развитию педагогического артистизма у учителей
и у студентов педагогических колледжей
Тренинг по развитию педагогического артистизма у студентов педагогических колледжей (тренинг предполагает общение на английском языке, в тренинге также присутствуют задания, где требуется не вербальное общение). Тренинг лучше всего проводить в классе большого размера, со студентами в количестве 20 ...