Изменение социально-экономических условий современной жизни, возросшие масштабы преобразовательной деятельности требуют от человека активизации его интеллектуальных способностей, нестандартного мышления, теоретических знаний. В связи с этим возрастает значимость познавательной деятельности школьников, углубляющей творческий потенциал и способствующей расширению интересов личности.
Познавательные интересы значительно влияют на интенсивность личностного развития. Эффективность данного процесса повышается, если познавательные интересы развивать с младшего школьного возраста. Данное положение определяет педагогическую целесообразность проблемы изучения и развития познавательных интересов младших школьников. Многообразие и сложность решения данной проблемы требуют совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе, активизации традиционных и поиска нетрадиционных форм и методов обучения.
Интерес к познанию, потребность в освоении необходимых знаний возникают у ребенка в процессе деятельности, наиболее значимой для каждого возрастного периода его развития. К этому выводу приводят исследования Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.В. Давыдова и других.
В психолого-педагогических исследованиях познавательные интересы рассматривались с разных позиций: как избирательная направленность мыслей и помыслов человека, его особая умственная активность (С.Л. Рубинштейн); как отношение человека к объекту, имеющему для него особое жизненное значение (А.Г. Ковалев); как эмоционально-познавательное отношение к миру (Н.Г. Морозова, В.Н. Мясищев); как стимул и мотив познавательной деятельности (А.Н. Леонтьев); как педагогический инструмент деятельности (Л.И. Божович, А.К. Маркова).
В педагогической теории и практике познавательные интересы рассматриваются как интегральное образование личности ребенка. В работах Ш.А. Амонашвили, В.Б. Бондаревской, Н.Ф. Добрынина, Г.И. Щукиной и дургих подчеркивается, что, являясь устойчивой чертой характера, познавательный интерес способствует формированию активной, творческой, стремящейся к познанию и открытиям, личности ребенка.
Существующая система организации учебно-воспитательной деятельности школьников учитывает возможности познавательных интересов в освоении учебных знаний. Однако, практикуемое поэлементное формирование познавательных интересов, недостаточное внедрение в учебный процесс и методические средства не в состоянии полностью и эффективно обеспечить развитие познавательных интересов учащихся, как интегральное образование личности.
Цель исследования – выявить особенности развития познавательных интересов у детей младшего школьного возраста на уроках.
Объектом исследования является процесс развития познавательных интересов младших школьников.
Предметом исследования – педагогические условия, направленные на развитие познавательных интересов у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Исследовать уровень развития познавательных интересов у детей младшего школьного возраста на уроках математики.
3. Разработать рекомендации для педагогов, направленные на развитие познавательных интересов на уроках математики у учащихся 1 класса.
4. Проанализировать результативность экспериментального исследования.
Гипотеза исследования: развитие познавательного интереса у детей младшего школьного возраста будет эффективным, если:
- своевременно начать процесс формирования познавательной активности детей;
- учебный процесс строится в форме целостной творческой познавательной деятельности;
- целенаправленно осуществлять педагогическую поддержку в развитии данного направления детей младшего школьного возраста;
- формы и методы формирования познавательной активности младших школьников будут отвечать их интересам.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Анкетирование.
3. Педагогическое наблюдение.
4. Методы количественного и качественного анализа полученных результатов исследования.
Организация исследования. Исследования проводились на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» г. Биробиджан. В эксперименте принимало участие 21 младший школьник 1 «А» класса.
Материалы по педагогике:
Ошибки
школьников ВЗМШ и их анализ
Эта часть основана на конкретных работах учащихся ВЗМШ. Здесь мы выделили типичные ошибки, которые допускаются школьниками при выполнении заданий по пособиям, входящих в программу 8 класса Кировского отделения ВЗМШ. Анализ причины и соответствующие комментарии по ее исправлению, приведенные ниже по ...
Современные технологии воспитания
1. Опишите содержание этапов (алгоритмов) традиционной технологии воспитательной работы: 1-й этап (анализ исходных данных) – должен быть направлен на выяснение состояния основных компонентов воспитательного процесса: воспитанников, воспитателей (педагогов) и характер сложившихся между ними отношени ...
Воспитание гражданственности и патриотизма как педагогическая основа
подготовки старшеклассников к военной службе
В проекте Реформы образования (1997) фиксируется, что благодаря труду учителей «складывается принципиально новая атмосфера, все более полно отвечающая задачам формирования нового поколения в духе ценностей гражданского общества», и подчеркивается ответственность всех уровней управления образованием ...