Понятие о воспитании
Воспитание – самое святое дело из всех святых дел.
(Святитель Феофан Затворник)
Детство – время развития всех сил человека, как телесных, так и душевных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде идет активное наполнение нравственного опыта. И обращение к духовной жизни начинается в дошкольном возрасте с нравственного самоопределения и становления самосознания.
Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Каждый творчески мыслящий человек, ваятель, прежде всего, делает себе эскиз предполагаемого произведения. Так должен поступать и каждый достойный своего имени воспитатель. Сначала ему надо приобрести истинное понятие о том, каким должен быть человек, а потом уже пусть он рассматривает, каким человек является на самом деле. Если мы представим человека в том виде, как он был задуман, то увидим, какое он превосходное создание вечной премудрости и любви Божией!
Человек сотворен по образу Божию, и его назначение состоит в том, чтобы в продолжение настоящей жизни искал он всегда большего уподобления Богу через подражание Его Божественным совершенствам.
А в будущей – навеки соединился с Ним, как Источником жизни и блаженства. Эту цель всегда должно иметь в виду при воспитании. Сообразно с ней должно возбуждать и направлять детские способности, а ростки зла, как начальные следствия нашего отпадения от Бога, всеми мерами подавлять и постепенно уничтожать.
Поэтому в широком смысле к воспитанию относится все то, посредством чего или пробуждаются еще дремлющие способности, или направляются согласно с целью уже возбужденные силы, прежде принявшие ошибочное направление – таким образом, исправляются. Сюда относятся различные обстоятельства жизни, скорби и горести и вообще вся жизнь человека.
Но в узком смысле под воспитанием мы понимаем намеренное влияние на образование способностей и облагораживание души воспитанника, чтобы он достиг такого нравственного состояния, когда можно без постороннего руководства совершенствоваться в соответствии со своим временным и вечным назначением.
Отсюда видно, что:
1. Воспитание состоит не в сообщении новых способностей, но только в развитии уже заложенных и руководстве ими. Впрочем, воспитатель не должен терять надежду, если у того или другого воспитанника не хватает некоторых способностей, нужных для достижения предполагаемых целей воспитания. Искусство, постоянное терпение в труде и особенно святая любовь могут многое сделать.
2. Так как вся человеческая природа повреждена и находится под знаком греха, то воспитание состоит не только в развитии духа человеческого, но и в лечении духовных болезней (коррекции). Каждый воспитатель может приложить к себе повеление, данное пророку: Смотри, Я поставил тебя, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать;
3. Хотя и важно предостерегать воспитанника от погрешностей, но необходимо и образовывать его, постепенно все более и более совершенствуя его способности в продолжении всего воспитания;
4. Воспитание не состоит в сообщении одних только познаний или в одном обучении приличному внешнему поведению; напротив, особенный долг воспитателя – так возбуждать и направлять внутренние силы воспитанника, чтобы он постепенно укреплялся во всех отношениях и после этого сам мог продолжать свое дальнейшее образование, которое в этой жизни никогда не должно прекращаться. Иногда самыми усиленными мерами влекут детей к цели знания и все внимание обращают на то, чтобы дети верно исполняли правила внешнего приличия, а между тем истинная мудрость и добродетель остаются в стороне, как вещи маловажные. От этого часто простолюдин имеет больше правильности и последовательности в своем мышлении, больше свободы и твердости в действиях, нежели тот, чье воспитание дорого стоило и занимало многих людей.
Материалы по педагогике:
Задачи информационного обеспечения в системе
преподаватель-обучаемые-администрация
При дистанционной организации процесса обучения преподаватели, студенты и администрация учебного заведения разнесены в пространстве, а иногда и во времени, поэтому для успешного функционирования учебного процесса необходимо решить следующие взаимосвязанные задачи: • обеспечить своевременную доставк ...
Модельное занятие №1 Исследование современной ситуации в образовании
Вопросы для обсуждения мо материалам кейсов. 1. Используя текст одного, или нескольких кейсов, проявите направления изменений в образовании. Для организации работы заполните систематизирующую таблицу Цитаты из текста Кейс 1 Кейс 2 Области изменений в образовании С чем связаны изменения Субъекты, ос ...
Требования государственных федеральных стандартов к
выпускнику детского сада с сентября 2011 года
Анализ требований государственных федеральных стандартов к выпускнику детского сада (ФГС) с сентября 2011 года показал, что среди требований, предъявляемых к подготовке ребенка к школе представлены и требования непосредственно связанные с содержанием данной работы. Введение ФГС связано с тем, что н ...