В более широком контексте Совета Европы интеграционные процессы были не столь динамичны, однако они также заслуживают внимания. В 1959 г. в Гааге состоялась первая сессия Конференции министров образования, на которой присутствовали делегаты из семи стран (в ЕЭС на тот момент их было шесть). С тех пор установилась традиция проведения регулярных сессий Конференции, ставшей крупнейшим международным форумом с участием высших должностных лиц стран-членов Совета Европы и стран-подписантов Европейской культурной конвенции. В декабре 1969 г. было подписано Европейское соглашение о сохранении стипендий студентов, обучающихся за границей. Тем самым был сделан существенный шаг к развитию европейской студенческой мобильности.
Дополнительный импульс международному сотрудничеству в высшем образовании придали изменения, которым подверглась европейская высшая школа в связи с развернувшейся в 1960-е годы научно-технической революцией, стремительным ростом студенческих контингентов, выступлениями 1968 г. Появилась необходимость сравнения условий и результатов деятельности вузов и образовательных политик в рамках европейского континента. В этом направлении начинали работать ряд международных организаций, среди которых (помимо вышеназванных) Совет по культурному сотрудничеству (с 1962 г.) и Центр документации по образованию в Европе (с 1965 г.) при Совете Европы, Постоянный комитет CRE, Европейский центр по высшему образованию (СЕПЕС) при ЮНЕСКО в Бухаресте (с 1972 г.). В начале 1970-х гг. состоялись первые встречи министров образования стран-участниц ЮНЕСКО. Еще раньше, в 1968 г. Европейский Культурный Фонд начал осуществление Плана «Европа 2000», подразумевавшего проведение междисциплинарных общеевропейских исследований. В рамках Плана в сфере образования была запущена специальная исследовательская программа «Educating Man for the 21st Century».
Важнейший итог периода 1957-1976 гг. заключается в том, что социальная сфера в целом и образование в частности стали рассматриваться как потенциальные направления наднационального регулирования. Начали пробиваться ростки нового понимания высшей школы как института общеевропейского, первым признаком чему была прозвучавшая на второй встрече ректоров в 1959 г. мысль о гражданской ответственности университетов за вклад в дело консолидации Европы. Однако если в рамках Совета Европы речь шла, главным образом, об обмене опытом (хотя нужно отдать должное органам Совета Европы, начавшим разработку принципов демократического образования), то в Европейском Сообществе шел интенсивный процесс определения основ для осуществления совместной политики в области образования.
Период 1976 – 1992 гг. ознаменовался переходом от разработки основ сотрудничества к конкретным действиям по осуществлению совместной политики. Отправной точкой стало принятие «Программы действий в сфере образования» Программа предусматривала совместные действия в трех направлениях: обмен информацией и опытом, реализацию пилотных проектов по сравнению подходов и форм профессионального образования, организацию регулярных встреч лиц, ответственных за политику в сфере образования. Она также определила задачи по укреплению сотрудничества, среди которых были расширение мобильности студентов, преподавательского и административного персонала, развитие совместных программ, разработка общей политики приема студентов в вузы, улучшение ситуации со взаимным признанием дипломов и периодов обучения. Укрепление сотрудничества и обеспечение его качества требовало адекватного информационного обеспечения, поэтому предусматривалось также создание информационной сети по образованию. В течение нескольких лет была создана сеть Eurydice, состоявшая из национальных подразделений, учрежденных министерствами образования, и центрального подразделения, созданного Комиссией Европейского Сообщества. Роль подразделений заключалась в сборе, мониторинге, обработке и распространении сопоставимой информации о системах образования и образовательной политике в странах Европейского Сообщества. Программа 1976 г. стала основой дальнейшего развития нормативной базы, обеспечивающей взаимное признание дипломов и квалификаций. В результате к 1992 г в Сообществе было принято более 20 директив Совета, направленных на распространение практики признания дипломов и квалификаций и устранение барьеров к осуществлению профессиональной деятельности.
На решение проблем признания в общеевропейском масштабе были направлены Конвенции ЮНЕСКО 1979 г. и Совета Европы 1990 г. Конвенция 1979 г. способствовала расширению сотрудничества по созданию и применению сравнимой терминологии и критериев оценки, которые должны были обеспечить сопоставимость и эквивалентность документов об образовании. С этой целью она предполагала усовершенствование системы обмена информацией. Тем самым была заложена основа для создания в 1984 г. одного из важнейших инструментов развития академического сотрудничества в Европе, а именно, Европейской сети информационных центров (NARIC). Конвенция 1990 г. предусматривала, что период обучения, пройденный студентом в вузе страны-участницы в рамках межвузовского или межведомственного соглашения, должен быть признан во всех остальных странах-участницах Конвенции.
Материалы по педагогике:
Обучение навыкам игры в волейбол с учетом дидактических основ физического
воспитания и спорта
Обозначим последовательность формирования профессиональных умений педагога по физической культуре: дидактические основы физического воспитания и спорта — базовые физкультурно-спортивные виды (спортивные игры: волейбол) — теоретико-методические основы обучения профессии педагога по физической культу ...
Реализация общедидактических принципов в организации занятий в ДОО
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому такое в ...
Амбивалентность
воспитательного процесса
Сам же человек выступает как продукт амбивалентного мира и носитель полярно противоположных отношений. С одной стороны, он ничтожно мал и слаб, с другой стороны, велик и высок в своих проявлениях; с одной стороны, он подобен всем человеческим особям, с другой стороны, индивидуален и уникален; с одн ...