Расширение возможностей признания, стремление Европейского сообщества к созданию внутреннего рынка, который должен был согласно Единому европейскому акту 1987 г. обеспечить «свободное движение товаров, лиц, услуг и капитала», стали предпосылками к появлению во второй половине 1980-х годов программ по развитию мобильности и академического сотрудничества, таких как «Эразмус», «Комет», «Темпус», «Лингва», «Пейс», акции Жана Моне и др. В 1989 г. в рамках программы «Эразмус» в некоторых дисциплинах и учебных заведениях в качестве эксперимента была введена Европейская система взаимозачета кредитов (ECTS - European Credit Transfer System), оказавшаяся эффективным инструментом повышения академической мобильности. В 1995 г. она была полностью интегрирована в рамках вновь созданной программы «Сократос». Следствием такой политики Европейского сообщества было то, что академическая мобильность стала более массовой и более организованной. Достаточно показательной в этом отношении является динамика численности студентов, участвующих в крупнейшей европейской программе развития мобильности «Эразмус». Если в 1987-88 уч.гг. этой программой воспользовались 3,2 тыс. студентов, то в 1989-90 уч. гг. – 19,5 тыс, 1991-92 уч. гг. – 36,3 тыс., 1993-94 уч.гг. – 62,4 тыс., после чего продолжался сопоставимый рост в абсолютных показателях. К другим последствиям развития международных программ нужно отнести интернационализацию учебных планов в сотрудничающих вузах и факультетах. В этой связи в 1980-е гг. начала активно развиваться идея «европейского измерения» (European dimension) в высшем образовании, прозвучавшая впервые в Рекомендации Совета Европы еще в 1983 г. Содержание этой идеи сводилось к трем аспектам: образование о Европе, образование в Европе, образование для Европы. Фактически речь шла о том, что вузы должны прививать студентам «европейское мышление», которое позволит им жить и работать в любой стране континента.
Интеграция усиливалась не одними только усилиями правительств и международных организаций. По утверждению А.Барблана, в середине 1980-х годов произошло сплочение европейского академического сообщества, приведшее, в конечном счете, к подписанию Великой Хартии Университетов (Magna Charta Universitatum) на праздновании 900-летия Болонского университета в 1988 г. Хартия, название которой перекликается с Великой Хартией Вольностей (Magna Charta Libertatum) 1215 г., была направлена на переосмысление роли университетов в обществе. Во-первых, они определялись как центры культуры, знания и исследований, от которых во многом зависит «будущее человечества». Во-вторых, университетам отводилась роль реинтегратора Европы, на что указывает первый абзац преамбулы Хартии и латинский язык текста. Хартия установила основные принципы современного университета: 1. Принцип автономии; 2. Принцип неотделимости учебного процесса от исследовательской деятельности; 3. Принцип свободы преподавания, исследовательской деятельности и обучения; 4. Принцип, согласно которому университет, «являясь хранителем традиций европейского гуманизма», преодолевает политические и географические границы и утверждает необходимость взаимодействия различных культур. В частности, реализация последнего принципа подразумевала взаимный обмен информацией и документацией, развитие совместных проектов, стимулирование студенческой и преподавательской мобильности и общую политику «в вопросе равнозначности статуса, званий и экзаменов». Многие комментаторы говорят о генетической связи Хартии с Болонским процессом. Источником таких рассуждений стала ссылка 6-ого абзаца Болонской декларации на этот документ. Однако представляется, что роль Хартии в Болонском процессе несколько преувеличивается. Действительно, она стала важнейшим документом, свидетельствующим о становлении нового европейского понимания университета. Но складывается впечатление, что ссылка Болонской декларации на Хартию имеет не столько исторический, сколько идеологический характер. Скорее всего, министры образования, сославшись на Хартию, делали знак уважения академическому сообществу и проявляли готовность принимать в расчет положения Хартии, а также показывали, что Болонский процесс во многом обязан своим появлением академической среде. Однако, принимая во внимание реакцию самой среды на Сорбонскую декларацию и всю предшествовавшую историю интеграции, становится ясно, что утверждение о такой преемственности верно лишь отчасти.
Период 1992-1998 гг. характеризуется усилением интеграции в европейском образовании «вширь» и «вглубь», чему способствовало подписание договора о Европейском союзе в 1992 г. и связанные с этим решения о создании Экономического и валютного союза, введении единой валюты, учреждении института гражданства Европейского Союза, расширении сферы европейского строительства на ряд новых областей.
Маастрихтский договор 1992 г. вносил в Договор об учреждении ЕЭС 1957 г. две статьи, касающиеся образования. Согласно статье 126 (149) измененного Римского договора. Сообщество должно способствовать улучшению качества образования и содействовать сотрудничеству в сфере образования. Кроме того, определялись цели деятельности Сообщества в сфере образования: развитие европейских аспектов в образовании, особенно, путем распространения языков стран ЕС, поощрение мобильности, в том числе, посредством признания дипломов и сроков обучения, развитие обмена информацией и опытом, развитие заочного обучения. Статья 127 (150) затрагивала вопросы общей политики в сфере профессионального обучения (профессионального послесреднего образования). Таким образом, на самом высоком официальном уровне была признана ответственность Европейского Сообщества за развитие сотрудничества в сфере образования между европейскими странами.
Материалы по педагогике:
Распределение полномочий по уровням власти. Децентрализация
Помимо различных министерских структур, определенными полномочиями в сфере образования обладают региональные, департаментские и муниципальные органы власти. Это связано и с историческим прошлым Франции, когда местные власти на собственные средства создавали и содержали учебные заведения, и с объект ...
Проблемы правового образования в современной школе
Целью правового образования является формирование правовой культуры школьников. Н.И. Элиасберг считает, что "компонентами правовой культуры являются: систематизированные научные знания о праве, законодательстве Российской Федерации, о реально существующем в обществе правопорядке, мерах его укр ...
Открытость школы как условие подготовки старшеклассников к военной службе
Реализация идеи открытости школы как одного из ведущих принципов реформы школы начала 90-х годов опирается на результаты исследования среды. В диссертации Т.В. Менг показано, что представления о среде как факторе воспитания развивались в отечественной педагогике следующим образом: в 20-40 гг. среда ...