BriefEducation
Образование: теория и практика » Методика воспитания звуковой культуры речи дошкольников с помощью современных методов и приемов обучения » Задания на воспитания звуковой культуры речи дошкольников

Задания на воспитания звуковой культуры речи дошкольников

Страница 1

Рассмотрим эти задания и упражнения:

- чередование хоровых ответов детей с индивидуальными (малыши предупреждают зайчонка об опасности; утешают, баюкают куклу и т. п.; при этом они должны быть убеждены в необходимости того, что делают). Индивидуальных и хоровых ответов должно быть достаточно много. Так, новую куклу приглашают в группу сначала все дети, затем самые маленькие, далее только мальчики, которые обещают не обижать ее, наконец, один ребенок, который предлагает спеть для нее, почитать и т. п. (индивидуальных приглашений может быть 5 — 6). (Когда дети говорят хором, надо следить, чтобы они не переходили на крик.);

— самые разнообразные задания, предполагающие ответ действием: найдите, покажите, выберите, принесите, сделайте то-то и так-то. Эти задания не только оживляют занятие, предоставляя маленьким детям возможность подвигаться, сменить позу, но и позволяют воспитателю выяснить, имеется ли данное слово, речевой оборот в пассивном словаре ребенка;

— специальные задания, побуждающие ребенка принять воображаемую ситуацию. Они вызывают у детей эмоциональный отклик, предупреждают утомление, способствуют формированию игровых умений и навыков, творческих способностей;

— разнообразные имитационные упражнения, связанные с прослушиванием стихотворений, коротких рассказов (русские народные песенки «Тили-бом!», «Заинька, походи…», «Ладушки, ладушки…»; рассказ Е. Чарушина «Кошка» и др.). Слово в сочетании с жестом чрезвычайно важно в становлении речевой и умственной деятельности. Жест наполняет слово конкретным содержанием.

— драматизации. Чаще всего их проводят на занятиях по ознакомлению с художественной литературой. Важно научить детей не только говорить текст от лица того или иного персонажа, но и изображать этот персонаж мимикой, жестами, движениями. Драматизации активизируют словарный запас, являются эффективным средством совершенствования грамматического строя речи.

Приведем примеры на усложнение заданий:

— в дидактических играх «Учимся общаться», «Кто ты?», которые проводятся в течение года неоднократно, дети 2,5 — 3 лет отвечают на простейшие вопросы воспитателя («Ты девочка? Мальчик? Дочка? Сынок? Покажи (на пальчиках), сколько тебе лет. Как тебя зовут?») и игрушечного персонажи, неизменного участника многих занятий («У меня два уха, а у тебя? Покажи, где у тебя хвостик»). Дети четвертого года жизни отвечают на более сложные вопросы педагога и Мишки Ушастика («Ты внук? Внучка? Чья ты внучка? Сколько тебе лет? Тебя зовут Оля, а как твоя фамилия? У кого в вашей семье такая же фамилия — Иванова? Бабушка Наташа — это чья мама? У тебя хвостик пушистый и круглый, как у зайчика, или похож на веревочку, как у теленка?»). Старшие дети отвечают на самые разнообразные вопросы воспитателя и медвежонка («Чья ты внучка? Как называет тебя мама, когда любуется тобой? Какого цвета твои глаза? У кого из твоих родных вьющиеся, как и у тебя, полосы? Как тебя будут называть, когда ты вырастешь и будешь работать воспитателем в детском саду? Сколько пальцев у тебя на левой руке? А на правой руке сколько пальцев?»);

— у детей закрепляют произношение гласного звука у в словах, где этот звук ударный. Малыши 2,5 — 3 лет достают из коробки картинку, показывают ее остальным детям и четко называют изображенный предмет (груша, гусь, утка). Дети 3 — 4 лет должны показать всем присутствующим картинку, спросить, что (кто) это, а затем оценить (первое время с помощью воспитателя, а в дальнейшем самостоятельно) правильность ответа («Да, это гусь»);

— младшие дети пробуют с закрытыми глазами сырые и пареные овощи и по вкусу определяют, что это такое. Старшим детям предлагаются вареные, соленые и сырые овощи и в большем ассортименте.

Для того чтобы воспитателю было легче организовывать взаимодействие между детьми разного возраста, надо каждую группу рассаживать отдельно. Известно, что малыши не любят, если их называют маленькими. Поэтому целесообразно использовать видоизмененный вариант русской народной песенки «На реке — камыши», которая в занимательной форме помогает объяснить детям, кто где должен расположиться: «Круг (ряд) — постарше, круг (ряд) — помладше, круг (ряд) — совсем малыши». Детям нравится, когда воспитатель на время «превращает» их в зверят или и каких-то других знакомых им живых существ («Слева от меня расположились головастики, а справа — лягушата. Головастики скоро подрастут и превратятся? — в лягушат»).

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Педагогические условия формирования гуманных взаимоотношений
И. Кононова считает, что процесс формирования и развития гуманных проявлений в сюжетно-ролевой игре очень сложен и многогранен. Он требует от воспитателей постоянного контроля и руководства. В своих исследованиях автор определяет задачи по достижению определенных результатов в работе по формировани ...

Основные направления деятельности классного руководителя в работе с учащимися и их родителями
Основная задача классного руководителя (общая с родителями) – создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому. Классный руководитель должен знать про ...

Правила проведения родительского собрания
Начало разговора. Главная задача любого информатора - сделать так, чтобы его услышали, то есть в принципе послушали именно то, что он хотел сказать. На решение этой задачи и направленно большинство используемых приемов. Главное требование - начало разговора должно быть кратким, эффективным и четким ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru