Содержание проекта
Введение в проблему. Музыка является характерной сферой реализации социально-культурной деятельности. Она занимает одно из главных мест в подростковой и молодежной субкультурах. Преобладающее число форм молодежного досуга прямо или косвенно связано с восприятием музыки, удовлетворением музыкально-развлекательных потребностей.
В настоящее время музыка выступает группообразующим фактором в молодежной среде. Благодаря ей активно заявляют о себе молодежные клубы, объединения, студии, массовые движения, другие так называемые «подвижные структуры», которые вырабатывают свой, пусть и неписаный, устав, свои законы, свой стиль, выдвигают своих лидеров. Специфика социально-культурной деятельности молодежи в сфере музыкального искусства связана с её стремлением в какой-то степени компенсировать свою социальную незащищенность и ущемленностъ в правах, «разнообразить» свои отношения с обществом посредством демонстрации своего образа жизни, ее внешних атрибутов, нередко вызывающего поведения и т. п. Подростковый возраст характеризуется стремлением к взрослению, к самоутверждению, поиску собственного места в жизни, к самооценке. Именно в этом возрасте происходит становление определенных ценностных ориентаций, формируются художественно-эстетические предпочтения, в частности — музыкальные вкусы и пристрастия.
В современных условиях, благодаря развитию музыкальной индустрии, ориентации подростков в области музыки формируются, главным образом, под воздействием средств массовой коммуникации и общения со сверстниками, что приводит к потреблению музыкальных образцов сомнительного эстетического качества, рассчитанных на невзыскательный вкус в силу легкости восприятия (незамысловатая мелодия, танцевальный ритм, элементарная простота гармонического языка, близость тематики содержания текстов). Такие разновидности современной музыки, как эстрадная песня, “ПЭП”, “диско”, и другие сугубо развлекательные направления, выполняющие не столько эстетическую, сколько коммуникативную и фоновую функции, пользуются в подростковой среде широкой популярностью, в то время как классическая, народная и современная академическая музыка, а также произведения джаза и рок-музыки, несущие определенную смысловую нагрузку, остаются за пределами внимания подростков. Все это привело к возникновению существенного противоречия между влиянием музыки "школьной", изучение которой предусмотрено школьной программой и музыкой, предлагаемой средствами массовой коммуникации (эстрада, "диско", рэп, рейв и т.д.). К тому же доказано, что если ребенок до 8-10 лет не получает постоянного заряда художественных ощущений, наступает эстетическая глухота. Бедность эмоционального опыта, неразвитость чувств – неблагоприятная почва для гармоничного формирования личности.
Не менее остро эта проблема стоит в подростковой и молодежной среде, так как именно данный социальный слой общества наиболее подвержен внешним воздействиям в силу своих возрастных особенностей. Известно, что дети усваивают и присваивают ценности взрослых. А сегодня эти ценности подвергаются решительному пересмотру. Причем, происходит это в крайне нестабильной социальной, экономической, экологической, психологической обстановке, в ходе смены типов духовной культуры, в принципиально изменившейся нравственной атмосфере, когда ниспровергнуты все прежние идеалы, ценности и авторитеты.
Сегодня молодое поколение сталкивается с опасностью утраты романтических идеалов и ценностей любви, дружбы, патриотизма, справедливости. Средства массовой информации создают, продвигают и пропагандируют молодежных кумиров, несущих антисоциальный образ жизни и систему ценностей. Растет число участников и расширяется социальная база тоталитарных сект и объединений нетрадиционной религиозной ориентации, способствующих духовно-нравственной и психологической деформации личности. Развитие национально-культурного самосознания российских этносов происходит болезненно, сопровождается экстремизмом, агрессивностью по отношению к другим культурам, нациям.
Материалы по педагогике:
Здоровье младших подростков как педагогическая проблема
Ухудшение здоровья субъектов образовательного процесса стало на сегодняшний день не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Впервые этот вопрос был поднят именно в отношении учащихся. С тех пор он остается одним из наиболее актуальных вопросов школьного образования. Выделяют ря ...
Функции и основные направления деятельности детских учреждений культуры
Понятие «социально-культурный институт» в самом широком смысле относится к любому из государственных, образований (центров, комплексов, одно- или многопрофильных организаций, учреждений и т. п.), обладающих социальной значимостью, целенаправленностью, организованной структурой, достаточной временно ...
Воспитание в младенчестве и первые 18 месяцев
Воздействия окружающей среды в период эмбрионального развития могут решающим образом повлиять на физическое и психическое здоровье и интеллект ребенка. Его воспитание начинается с должной заботы матери о себе. С рождением младенца его выживание целиком зависит от родителей, которые должны регулярно ...