Художественно-эстетическое воспитание, как одна из форм духовного развития, является одновременно необходимым аспектом других элементов воспитания и формирования мировоззрения людей. Специфика такого воспитания заключается в том, что его конечной целью выступает гармонически развитая личность. Оно направлено на активизацию творческих способностей человека, на повышение его общей культуры. Поэтому сегодня художественно-эстетическое воспитание приобретает особое значение. На общетеоретическом уровне художественно-эстетическое воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, благодаря которой формируются и удовлетворяются эстетические, главным образом, художественные интересы и потребности. Неотъемлемой частью эстетического воспитания является воспитание музыкальное как определяющий фактор формирования музыкальной культуры.
Актуальность проблемы, поставленной в настоящей работе, определяется:
потребностью современной педагогики в поисках действенных механизмов музыкального воспитания детей и подростков;
новой парадигмой воспитания, в которой особую значимость приобретает усиление социокультурной компоненты;
современным состоянием отечественного музыкального воспитания, которое требует современного осмысления;
потребностью в инновационных авторских методиках музыкального образования и воспитания для более целостного социокультурного развития детей.
Социальная значимость проблемы связана с общественными изменениями современных ценностных ориентаций, всевозможными социальными трансформациями, чрезмерной рационализацией бытия человека, кризисом культуры как социального выражения духовной жизни индивидов. В этой связи интерес представляет исследование социокультурных механизмов, нивелирующих негативные асоциальные проявления. Одним из таких действенных механизмов является разностороннее многоуровневое образование, сориентированное на общечеловеческие ценности и позволяющее с наименьшими трудностями войти в социум.
Социализация в рамках образования ориентирует на различные виды деятельности, способствующие социальной адаптации, личностному становлению и вхождению в систему социально значимых отношений. Такие социализирующие механизмы потенциально содержатся и в общем музыкальном образовании. Ибо музыка имеет глубокий ценностный потенциал и обладает социализирующими свойствами. Через воздействие на эмоционально-чувственную сферу она влияет не только на процесс эстетического и духовно-нравственного воспитания, культуру чувств, но и на социокультурную адаптацию и развитие.
В настоящее время обострилась проблема организации работы учреждений культуры с подрастающим поколением. Чем разнообразнее и шире предложения организации детского досуга, чем больше их соответствие с современными интересами и потребностями детей разных возрастов, тем результативнее будет социальная профилактика – прежде всего переключение интереса на иные занятия, общение с иным кругом сверстников. Особая роль в работе с детьми принадлежит искусству в целом и музыкальному искусству в частности. Таким образом, на современном этапе особую социальную значимость приобретает изучение культурных потребностей молодого поколения и проблем их удовлетворения.
Степень исследованности проблемы:
Данная проблема получила своё отражение, обоснование и развитие в трудах различных авторов. Особенности детства достаточно подробно описаны в трудах И.Д. Демаковой, И.С. Кон, Э. Тейлор и др.; вопросами музыкального воспитания детей занимались Е.В. Волкова, Е.В. Болотова, О.В. Гридчин, В.В. Домогацких, Г.Т. Исхакова, Н.В. Карташов, Н.Г. Кононова, Т.Ю. Кулагина, И.Б. Нестерова, Г.П. Новикова, А.Л. Савушкина, Т.А. Серде, Е.М. Скотарева и др.; духовно-нравственное развитие ребенка изучалось в работах О.С. Борило, Т.Д. Красовой и др., личностное развитие ребенка - в работах В.А. Дергунова, Ф.И. Кевля, Т.В. Кузнецовой и др.; проблемы социализации личности рассматривались в работах Б.Г. Ананьева, Ф. Гиддингса, Я. И. Гилинского, П.О. Кенкманна, Б.Д. Парыгина, М.Х. Титма и др. Задача формирования музыкальной культуры рассматривалась в научных трудах Ю.Б. Алиева (формирование музыкальной культуры школьников-подростков), А.Г. Болгарского (формирование интереса к народной музыке у подростков на занятиях в вокально-инструментальном ансамбле), Н.В. Гузий (формирование музыкально-эстетической культуры в условиях внешкольного начального музыкального образования), З.К. Кальниченко (формирование у старшеклассников потребности в музыкальном самообразовании с помощью школьных дискотек), Л.Г. Коваль (взаимодействие учителя и учащихся в процессе формирования эстетических отношений средствами музыкального искусства), А.Н. Сохора (соотношение музыкальной культуры общества и личности), Л.А. Хлебниковой (составляющие музыкальной культуры).
Вместе с тем современные формы детского досуга недостаточно изучены в современной литературе. Отсутствуют новые методические разработки, посвященные организации работы с детьми и подростками в культурно-досуговых учреждениях, невелика доля целевых комплексных программ для различных категорий детей (одарённых, с ограниченными возможностями и др.), отсутствуют разработки новых форм организации детского досуга, недостаточно чётко определены направления социально-культурного процесса в работе с детьми и подростками. Таким образом, есть насущная необходимость исследовать проблему организации детского досуга в условиях учреждения культуры. Данная задача явно нуждается в современной глубокой разработке. К примеру, в литературе по музыкальной педагогике недостаточно отражена проблема формирования музыкальной культуры у подростков средствами инструментальной (например, гитарной) музыки массовых жанров, которая пользуется широкой популярностью в подростковой среде. Неразработанность этого вопроса обусловила выбор темы исследования: «Проектирование студии инструментальной музыки на базе детской школы искусств».
Цель исследования:
На основе накопленного практического опыта и теоретического анализа всех аспектов проблемы разработать проект студии инструментальной музыки для детей школьного возраста.
Задачи:
изучить особенности учреждений культуры для детей как вида социального института;
рассмотреть развитие детского музыкального творчества как формы СКД;
подвергнуть анализу теоретико-методологические аспекты проектной деятельности в рамках детских школ искусств;
создать проект детской студии инструментальной музыки.
Объект: Социально-культурная деятельность в учреждениях детского музыкального образования.
Предмет: Изучение социально-культурной деятельности учреждений детского музыкального образования.
Базой проектирования является детская школа искусств № 11 г. Кирова.
Методы исследования:
Изучение и анализ методической, научно-популярной и учебной литературы по вопросам музыкальной культуры детей и подростков;
Наблюдение. Изучение теоретического и практического опыта деятельности учебных центров, музыкальных кружков и клубов, сравнение результатов, опрос участников.
Гипотеза исследования. Организация студии инструментальной музыки на базе детской школы искусств позволит создать оптимальные условия для погружения детей в активную музыкально-творческую деятельность и овладения общечеловеческими культурными ценностями.
Научная значимость исследования состоит в выявлении теоретико-методологических и практических особенностей социально-культурного проектирования в рамках учреждений детского музыкального образования.
Практическая значимость заключается в том, что данный проект может быть использован как основа для организации музыкальных студий в учреждениях детского образования.
Апробация работы. Данный проект находится на стадии реализации на рынке г. Кирова
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав, введения, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе «Учреждения культуры для детей как социальный институт» раскрываются теоретические аспекты, касающиеся деятельности детского учреждения культуры как особой формы социального института. Также здесь представлено детское музыкальное творчество как форма СКД. Автор счел необходимым очертить основные направления деятельности детских школ искусств на современном этапе.
Во второй главе рассмотрены теоретико-методологические аспекты проектирования детских школ искусств.
Третья глава – это авторский проект по созданию студии инструментальной музыки для детей. В приложении представлены программы, учебно-методические материалы и другая дополнительная информация по данной теме.
В первой главе характеризуются функции и основные направления деятельности детского учреждения культуры как особой формы социального института. Также здесь раскрыта специфика детского музыкального творчества как формы СКД и роль детских школ искусств в формировании музыкально-творческих способностей подрастающего поколения.
Материалы по педагогике:
Специфика мотивации обучения в подростковом возрасте
Прежде чем обсуждать, пути развития мотивации учебной деятельности учащихся средних классов, необходимо определить, чем психологически отличается этот возраст от младшего школьного возраста, от юношеского возраста и от взрослых людей. От младшего школьного возраста подростковый (12 - 14 лет) отлича ...
Возрастная динамика развития человека в процессе
образования
Возрастное развитие человека - это непрерывный процесс самоизменения, каждый этап которого связан с ведущим видом деятельности, проходит в определенной социальной ситуации развития и характеризуется появлением новых психических новообразований и изменением личности. Динамика перехода от одного возр ...
Программа формирования эстетических чувств младших школьников
с нарушением интеллекта средствами дидактической игры
Целью формирующего этапа эксперимента являлось повышение уровня сформированности эстетических чувств младших школьников с нарушением интеллекта средствами дидактической игры в изобразительной деятельности. Формирующий этап эксперимента проходил на базе специальной (коррекционной) школы-интернатаVII ...