Роль слова как важнейшей единицы языка и речи, его значение в психическом развитии ребенка издавна интересовало многих исследователей в этой области: психологов, педагогов, лингвистов. Словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи (формирование и расширение словаря, активизация и закрепление, усвоение значения слов) и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Вместе с тем, овладение словарем и усвоение лексического значения слов является важным условием когнитивного развития, поскольку содержание исторического опыта, усваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и, прежде всего, в значениях слов.
Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений; формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операционной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Особенности развития психических функций у ребенка старшего дошкольного возраста и усвоения значения слов позволяют пополнять словарный запас, использовать в речи синонимы, антонимы, устаревшие слова, многозначные слова, переносные значения слов, причастия и деепричастия; употреблять слова точно по смыслу. Кроме того, у детей этого возраста преобладает устойчивый интерес к книге, картине, постоянному общению с ними, избирательное отношение к произведениям сказочного и исторического содержания. А эти произведения, например, былины, русские народные сказки, сказки А.С. Пушкина, П.П. Ершова, стихи и поэмы А.Н. Некрасова, рассказы К.Д. Ушинского, содержание картин В.М. Васнецова переполнены устаревшими словами, многие из которых непонятны ребенку, и к тому же далеки от его опыта. Наблюдения показывают, что в инпуте дошкольник встречает эти слова, но объяснить их смысл он может только по догадке или посмотрев на иллюстрацию в книге.
Результаты анкетирования родителей и педагогов доказывают тот факт, что взрослые мало уделяют внимания этому вопросу и подходят к нему несерьезно. Кроме того, эта проблема мало изучена и почти не освещена в педагогической литературе (несколько занятий разработано только у О.С. Ушаковой), поэтому и является актуальной на сегодняшний день.
Из сказанного выше можно сделать вывод о том, что для правильного толкования и усвоения устаревшей лексики старшими дошкольниками необходимо руководство этим процессом со стороны взрослых.
Если работа над пониманием значения устаревшего слова будет осуществляться в единстве с развитием всех сторон речи, во взаимосвязи с художественной литературой, тогда возможно формирование элементарного осознания семантических отношений слов.
Работы названных ученых и составили теоретическую основу исследования. Они позволять понять механизмы формирования значения слова у детей, особенности накопления словарного запаса дошкольниками, раскрыть методику и направления словарной работы с устаревшими словами.
Анализ природы слова и особенности освоения детьми лексики позволяют выделить в словарной работе с дошкольниками два аспекта.
Первый аспект заключается в освоении ребенком предметной соотнесенности слов и их понятийного содержания. В дошкольной методике развития речи этот аспект представлен, прежде всего, в работах Е.И. Тихеевой [1981], В.И. Логиновой [1984], В.И. Яшиной и М.М. Алексеевой [1998].
Второй аспект заключается в усвоении слова как единицы лексической системы, его связей с другими лексическими единицами. Это направление в большей степени представлено в работах Ф.А. Сохина [1984] и его учеников (О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной [2004] и других).
Темы устаревшей лексики в разработанных конспектах занятий по знакомству дошкольников с художественной литературой немного коснулись О.С. Ушакова и Н.В. Гавриш [Ушакова 2005], [Ушакова, Гавриш 2002]
Таким образом, словарная работа была и остается одной из важнейших задач речевого развития дошкольников. А процесс освоения и понимания значения слова - одна из актуальных проблем в современной лингвистике. В выпускной квалификационной работе мы рассмотрим особенности толкования устаревшей лексики детьми старшего дошкольного возраста.
Проблема нашего исследования: выявление особенностей толкования устаревшей лексики детьми старшего дошкольного возраста.
Цель: на основании исследований ученых и проведенного наблюдения выявить особенности толкования устаревшей лексики старшими дошкольниками.
Задачи:
раскрыть содержательную характеристику слова, его значение и признаки;
выявить связь речевого развития ребенка с его психическим развитием;
рассмотреть особенности толкования значения устаревших слов в старшем дошкольном возрасте;
разработать методические рекомендации для педагогов и родителей по работе с детьми 5-7 лет с устаревшими словами.
устаревшее слово ребенок дошкольник
Объект: процесс усвоения значения слова детьми старшего дошкольного возраста.
Предмет: особенности толкования устаревшей лексики старшими дошкольниками.
Методы исследования:
Изучение и анализ лингвистической, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования.
Констатирующий эксперимент с целью выявления особенностей объяснения слов детьми (запись речи детей).
Количественный и качественный анализ полученных результатов.
Анкетирование родителей и педагогов.
Практическая значимость работы состоит в том, что знание особенностей и этапов усвоения дошкольниками лексического значения слова поможет воспитателям и родителям наиболее эффективно организовать работу по объяснению устаревшей лексики. Предложенные методические рекомендации нацелены на помощь взрослым в пополнении и развитии лексикона детей и в работе над словом. Сбор материала (опрос детей) позволяет выявить особенности толкования детьми устаревших слов.
Новизна работы состоит в обращении к самому материалу, который практически не рассмотрен в данном аспекте в лингвистической, психологической литературе, анализ собранного материала, в разработке занятий с детьми, подборке практического материала по теме.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из Введения, 4 глав, Заключения, списка литературы, терминологического словаря, приложений.
Первая глава включает в себя лингвистические особенности освоения дошкольниками лексического значения слова, развития словаря. Здесь рассматриваются такие понятия как "лексика", "лексическое значение" слова, "слово как единица речи", этапы в речевом развитии ребенка и механизмы овладения значением слова.
Во второй главе рассматриваются психологические процессы дошкольников и их влияние на формирование ориентации на слово.
Третья глава - практическая часть выпускной работы "Особенности толкования устаревшей лексики детьми старшего дошкольного возраста". В констатирующем эксперименте выделяются основные лексические процессы в речи ребенка 6 лет и старше. Анкетирование воспитателей и родителей позволило определить состояние работы по интересующей проблеме в массовой практике.
В четвертой главе даются практические советы родителям и педагогам по работе над устаревшим словом с детьми старшего дошкольного возраста.
После теоретических и практических глав делаются выводы и в конце выпускной работы заключение.
В Приложение вошли: протоколы записи речи детей подготовительной группы ДОУ № 6 г. Вологды, таблицы, анкеты родителей и педагогов, рисунки детей, рассказы дошкольников по картине, перечень художественных произведений с указанием в них устаревших слов, словарь устаревших слов по произведениям А.С. Пушкина, конспекты занятий.
Для полноценного понимания и осмысления процессов, происходящих в онтогенезе при освоении значения слова, его продуцирования ребенком, необходимо осветить ряд лингвистических положений; понятие слова, значение и признаки слова. Необходимо также рассмотреть, как формируется значение слова у детей младшего и старшего дошкольного возраста.
Материалы по педагогике:
Физкультминутки и физкультпаузы на уроках
Учебная деятельность требует от детей большого нервного напряжения, следовательно, в клетках коры головного мозга происходят изменения, снижающие их функциональные возможности и работоспособность. Значительную нагрузку во время урока испытывают органы зрения и слуха, мышцы спины и шеи, а так же мыш ...
Сравнительный анализ требований государственных
федеральных стандартов к выпускнику детского сада и требований к первокласснику
Сопоставив требования государственных федеральных стандартов к выпускнику детского сада (ФГС) и требования к первокласснику (ФГС) мы сделали пришли к следующему выводу: «Высокая готовность детей к освоению новых стандартов обеспечивается реализацией основной общеобразовательной программы дошкольног ...
Сущность метода круговой тренировки
На протяжении всей своей работы в школе комплексно использую различные методы и приемы, но предпочтение отдаю методу круговой тренировки, так как считаю, что этот метод наиболее эффективен для решения цели всестороннего развития основных двигательных качеств учащихся. Круговая тренировка, осуществл ...