На III этапе исследования мы провели анкетирование родителей и педагогов.
Анкетирование родителей
Цель исследования: выяснить, какие пути и средства используют родители в семье для объяснения детям устаревшей лексики.
Контингент: для реализации поставленной цели мы провели анкетирование 20 родителей.
Подготовка к анкетированию
Вопросы для анкеты разработали самостоятельно на основе материалов теоретической части нашей выпускной квалификационной работы.
Подготовили обращение к родителям, которое содержало следующую информацию:
Уважаемые родители! Мы обращаемся к вам с просьбой высказать свое мнение о том, как вы объясняете детям дома значение устаревшего слова и в каких формах это делаете. Ваши искренние и точные ответы позволят сделать обобщение и выработать практические рекомендации по работе над устаревшим словом в семье с детьми 5-7 лет. Просим внимательно прочитать предложенные варианты ответов и отметить тот ответ, который соответствует Вашему мнению.
Если ни один из напечатанных ответов Вас не удовлетворяет, напишите свое мнение. Заранее благодарим за помощь в работе.
Воспитатели.
Анкета для родителей
1. Знаете ли Вы, как объяснить смысл и значение устаревших слов ребенку? (Да, нет).
2. Испытываете ли Вы, какие-либо трудности при объяснении ребенку данных слов? (Да, нет).
Если да, то в чем эти трудности выражаются? (перечислить факторы, затрудняющие работу).
3. Ваши предложения по преодолению трудностей или по знакомству детей с устаревшей лексикой (перечислить).
4. Как вы способствуете закреплению значений этих слов в словаре ребенка?
зарисовать (по возможности);
несколько раз прочитать стихотворение (сказку или рассказ);
драматизация сюжета;
просмотр видеофильма;
прослушивание на аудиоплейере записей художественных произведений;
посещение театра, музея и др.
5. Где чаще всего Ваш ребенок встречается с "устаревшими словами"?
в разговоре пожилых людей;
при чтении, слушании русских народных сказок, стихов А.С. Пушкина или др.;
при просмотре мультипликационных и видеофильмов (былины, сказки);
при рассматривании иллюстраций в книгах, репродукций картин.
6. Чем чаще всего вы пользуетесь при объяснении детям устаревшей лексики:
иллюстрация в книге;
словарь В.И. Даля;
словарь С.И. Ожегова;
картина;
устное объяснение;
сноска внизу текста.
7. Знаете ли Вы, в каких художественных произведениях встречаются устаревшие слова? (Да, нет)
8. Считаете ли Вы, нужным и необходимым знакомить детей с данными словами? (Да, нет)
9. Сможет ли ребенок, самостоятельно без помощи взрослых понять смысл этих слов? (Да, нет)
10. Знаете ли Вы значение следующих слов: полба, толоконный лоб, колчан, холсты?
Проведение исследования
Родителям предложили ответить на вопросы анкеты (Приложение 5), результаты проанализировали и сделали соответствующие выводы.
Результаты анкетирования родителей. Проанализировав результаты анкетирования, мы констатировали следующее:
речевая база в большинстве семей достаточно богата и разнообразна: в основном - это сказки, стихи, былины, мульт. - и видеофильмы, но читают детям родители очень редко и мало, объясняя этот факт занятостью работой и домашними делами;
все родители (100%) считают нужным и важным делом объяснение устаревших слов детям, но, к сожалению, используют сами для этого не все пути, а в основном - устное объяснение слова, так, как понимают они его сами, без использования словаря (70% родителей) и лишь 30% взрослых обращается при объяснении слов к какому-либо справочному источнику, в т. ч. к сноске внизу текста книги - 2%, 15% - к иллюстрациям, 10% - к словарям и только 3% - к справочникам и энциклопедиям;
для знакомства с устаревшей лексикой родители предлагают чаще обращаться за помощью к пожилым, взрослым; посещать выставки старинных предметов; совместно с ребенком находить эти слова в словаре, читать их значение, проводить сравнение устаревшего слова и его аналога в современном языке. К сожалению, процент таких ценных предложений со стороны родителей очень низкий (20%);
Материалы по педагогике:
Подростковый алкоголизм
Так же еще одной проблемой молодежи является алкоголизмом - патологическое влечение к алкоголю, развивающееся в результате систематического пьянства и характеризующееся появление абстинентного синдрома, наличием своеобразных изменений со стороны психики, а также соматических и неврологических наруш ...
Воспитание и школа в Афинах
Афины представляли собой наиболее развитое рабовладельческое государство - демократическую республику, которая достигла своего расцвета в V в. до н. э. Афины оставили человечеству богатое наследство в области философии, искусства, литературы, педагогики. Воспитанию и обучению детей и юношества в Аф ...
Эффективные средства и технологии управления инновационной деятельностью в
школе
Особое внимание на современном этапе инновационной деятельности школы необходимо уделять диагностике конфликтов, возникающих в процессе инновационной деятельности, выделение противоборств, вызванных объективными причинами и тех, в основе которых лежат субъективные факторы. Наиболее эффективным сред ...