На II этапе исследования мы провели анализ продуктов детской речевой деятельности.
Задание 1
Придумывание окончания рассказов по картине В. М Васнецова "Иван царевич и Серый волк".
Цель исследования: выяснить, используют ли дети в творческих рассказах устаревшие слова.
Подготовка к исследованию
Подобрали репродукцию картины. Проведение исследования на занятии. Познакомили детей с картиной, объяснили значение слов: трясина, чащоба, кафтан; предложили детям домашнее задание - придумать окончание сюжета к картине.
Обработка данных
Рассказы детей родители записали и принесли в ДОУ. Мы проанализировали рассказы детей и пришли к выводу:
Контекстная речь характерна для старшего дошкольника;
Дети творчески подошли к придумыванию окончания сюжета картины, содержание ярко отражает бурное фантазирование, присущее детям этого возраста; примеры показывают, что дети приукрашивают в своем воображении образ героев сказки и события, которые с ними происходят;
Немногие дошкольники использовали в своих произведениях устаревшие и образные выражения, например, в рассказе Ромы М. встречаются такие слова, как дремучий, засасывать в трясину, ухватился, жить-поживать, да добра наживать, а в рассказе, сочиненном Олей Е. преобладание таких устаревших слов, как очутились, проведывать, царство и др.; в рассказах других детей используются такие слова: дремучий, замок, королевство, царство, пир и т.д.;
В творческом рассказывании дети самостоятельны, в построении предложений не затруднялись;
Словарный запас богатый;
Дети умеют в повествовательный рассказ вводить описание, диалог;
Трудные для запоминания устаревшие слова при описании одежды героев и болота дети почти не использовали.
Из сказанного выше следует, что педагогам нужно больше внимания уделять словам, вышедшим из употребления, но встречающимся в инпуте взрослых, используя все многообразие видов детской деятельности, форм, средств, приемов и методов обучения, так как у старшего дошкольника обнаруживается тенденция к творческой переработке элементов действительности, воспринятых через художественные образы искусства (картины).
В процессе исследования мы могли наблюдать, что уровень развития и направленность воображения и памяти у детей различны и определяются индивидуальными особенностями дошкольников.
Задание 2
Рисование на темы русских народных сказок (былин).
Цель исследования: выяснить наличие устаревших слов в пассивном словаре ребенка (через рисунок); правильное ли толкование этим словам дают дети.
Подготовка исследования
Подготовили бумагу, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, угольные карандаши.
Проведение исследования
Исследование проводилось с группой детей 6-7 лет (10 человек). Каждый ребенок сидел за отдельным столом и не общался с другими.
Детям предложили нарисовать картинку к той русской народной сказке (былине), которая им больше всего запомнилась из прочитанных ранее воспитателем.
По окончании рисования мы выбрали 6 рисунков [Приложение 8], в которых дети доступными им средствами обозначили устаревшие слова. Детей попросили объяснить, что они нарисовали.
Выяснили, имеются ли устаревшие слова в пассивном словаре ребенка, правильно ли они объясняют и обозначают в рисунке эти слова.
Обработка данных
Рассмотрев рисунки, мы проанализировали их.
Темы для своих рисунков дети выбирали по желанию, косвенная помощь воспитателя выражалась в напоминании характеристики героев сказки с целью сосредоточить на них внимание детей. Об отношении детей к героям сказок можно судить уже по количественным показателям, характеризующим выбор эпизодов для рисования. Например, из 7 детей,
Рома М. рисовал на тему сказки "По щучьему велению",
Маша К., Вика Ч. - на тему сказки "Сивка-бурка",
Материалы по педагогике:
Методы создания стереоскопических изображений
Идеи методов создания стереоскопических изображений достаточно просты и известны еще с середины XIX века: для получения зрительного ощущения объемной сцены достаточно спроектировать на сетчатки правого и левого глаз наблюдателей двух картин, соответствующих двумерным (плоским) изображениям, регистр ...
Компоненты предметной области электронного практикума для дисциплины
«Операционные системы среды и оболочки»
Современный электронный учебник (ЭУ) – учебное электронное издание, содержащее системное и полное изложение учебного предмета или его части в соответствии с программой, поддерживающее все звенья дидактического цикла процесса обучения, являющееся важным компонентом индивидуализированной активно-деят ...
Описание деятельности
кафедры
Кафедру возглавляет заведующий кафедрой, избираемый на эту должность из числа профессоров или доцентов, ведущих активную научную и учебно-методическую работу. Избрание на должность заведующего кафедрой проводится Ученым Советом факультета сроком на 5 лет с учетом мнения собрания научно-педагогическ ...