В практической части выпускной квалификационной работы мы поставили цель: выявить особенности толкования устаревшей лексики старшими дошкольниками.
В ходе достижения поставленной цели были использованы следующие методы исследования:
На I этапе - констатирующий эксперимент (опрос детей); https://www.ecomd.ru купить муфта ямз.
На II этапе - анализ продуктов детской деятельности (рисунков, рассказов);
На III этапе - анкетирование родителей и педагогов.
Исследование проводилось в ДОУ № 6 г. Вологды в сентябре 2006г.
Участвовали в эксперименте - 10 детей подготовительной группы, в анкетировании: их родители и педагоги ДОУ.
На I этапе нашего исследования мы провели констатирующий эксперимент (опрос детей), который состоял из двух заданий.
Цель эксперимента: выяснить особенности толкования устаревших слов детьми.
Задание 1
Подготовка исследования
Подобрали русские народные сказки в соответствии с возрастом детей и наличием устаревших слов. Составили по каждой сказке словник, выяснив значение устаревшего слова по словарю В.И. Даля [Даль 2000]. Подобрали картинки, иллюстрации, соответствующие словарному материалу.
Проведение исследования
Исследование проводилось несколько дней с группой детей 6-7 лет и состояло из 4 серий.
Первая серия
Выяснили, какое толкование дети дадут словам без наглядной опоры. Им выразительно читали сказку А.С. Пушкина "Сказка о попе и о работнике его Балде". Когда в тексте встречалось незнакомое устаревшее слово (толоконный лоб, полба, тягаться, оброк корячиться), мы останавливались и спрашивали по очереди детей: "Что обозначает это слово?". Ответы детей записывали, а затем объясняли слово по словарю и показывали картинку, иллюстрацию. Затем чтение продолжали.
Обработка данных 1-ой серии эксперимента
Полученные нами данные представлены в таблице 1.
Таблица 1
Толкование устаревших слов детьми в сказке А.С. Пушкина "Сказка о попе и работнике его Балде"
Произведение |
Устаревшее слово |
Толкование по словарю |
Имена детей, участвующих в опросе | ||||
Лера Р. (6.6) |
Рома М. (6.6) |
Саша К. (6.4) |
Сережа С. (6.7) |
Маша К. (6.8) | |||
А.С. Пушкин "Сказка о попе и работнике его Балде" |
Толоконный лоб |
Дурак; толокно - мука из толченого овса |
злой |
Никогда не хотел работать и балдел |
Крестик носит |
Один глаз на лбу |
Лоб измазали толокном |
полба |
Разновидность пшеницы (вареная полба - каша из пшена) |
Рожки с котлетой |
Каша |
Каша рисовая |
Суп молочный с рисом |
Каша гречневая с сосиской | |
тягаться |
Пытать силы, перетягивая друг друга рука в руку, либо через палку; спорить и судиться за обиду, за имущество |
Это бой, когда не помириться |
Меня не догнать |
Значит меня не победить, не перегнать |
Соревноваться |
Чтобы за ним ходил | |
оброк |
Денежный или натуральный сбор, который брали с крестьян при крепостном праве |
Золота целый мешок |
Богатство |
Деньги |
Золото |
Мешок с золотом | |
корячиться |
Ходить на четвереньках |
Нагибается и идет потихоньку или ползет |
Прячется, чтобы не нашли его |
Прячется |
Боится |
Нагибается |
Материалы по педагогике:
Логопедическая работа по
развитию и коррекции голоса у детей
Для предупреждения различных голосовых расстройств очень важна охрана и воспитание голоса с раннего детства. Каждый педагог должен знать, что развитие голоса идет постепенно, что детский голосовой аппарат еще слаб и форсирование голоса может нанести непоправимый вред. Крикливое пение в диапазоне, н ...
Понятие урок в педагогике
Для урока, как формы учебной работы, свойственны такие признаки: · имеет строго обозначенные рамки учебного времени; · на уроке как правило присутствует постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности к учебной работе; · каждый урок отводится на изучение одного предмет ...
План урока производственного обучения
В группе А-08 Профессия Эксплуатация и ремонт городского автомобильного транспорта Мастер Воронин Алексей Сергеевич Тема программы п/о, № Техническое обслуживание и текущий ремонт кривошипно-шатунного и газо-распределительного механизма Цели урока: Обучающая: Учащиеся должны знать: 1. устройства и ...