2. Побеги красно-бурые или желтовато-зеленые
3. Лопасти листьев с выемчато-зубчатой формой края, тонко заострённые на верхушках
4. Листовые пластинки длиной до 18 см, шириной до 22 см
Крылатки расходятся под тупым углом, достигают в размахе до 60 мм
Семена длиной до 15 мм, округло-угловатые
Верхушечные почки сравнительно небольшие длиной до 5 мм, боковые еще меньше, буроватой окраски, покрыты беловатыми волосками
Побеги буроватые с сероватыми продольными трещинками.
Лопасти листьев цельнокройные или с 2 зубцами, притуплённые на верхушках.
Листовые пластинки длиной 4—9 см, шириной 6—11 см.
Крылатки развернуты по прямой линии, общей длиной до 70 мм
Семена длиной около 10 мм, овальные
II. Выявите черты различия изучаемых шишек тем измерения их Длины и наибольшего диаметра. Данные измерений запишите в таблицу (см. табл. 3 и рис. 3).
Сделайте выводы о наличии постоянных и варьирующих признаков у шишек растений данного вида.
IV. Составьте график изменчивости размеров шишек изученной породы, отмечая на оси абсцисс номера шишек, а на оси ординат — Числовые значения длины и наибольшего диаметра.
Инструктивная карточка № 4
Лабораторная работа «Изучение изменчивости организмов (на примере лиственных пород)»
Оборудование: облиственные побеги или листья древесных или кустарниковых пород одного вида (ясень обыкновенный, клен ясенелистный, рябина обыкновенная, акация желтая, шиповник, малина обыкновенная, каштан конский и др.); линейки, лупы, цветные карандаши или стержни, рабочие тетради.
Ход работы
I. Установите черты сходства в строении листьев изучаемой породы, отвечая на следующие вопросы:
Листья дерева (кустарника) черешковые или сидячие?
К какой группе относятся листья по своему строению, (простые или сложные)?
Какую форму имеют листья (тройчатые, пальчатосложные, перистосложные)? Перисто-сложные листья растений парно- или непарноперистые?
4. Листовые пластинки имеют опушение или оно отсутствует?
5. Прилистники имеются или отсутствуют
II. Выявите черты различия путем подсчета числа листовых пластинок и измерения длины каждого листа. Данные подсчета и измерений занесите в таблицу (см.табл. 4).
Сделайте выводы о наличии постоянных и варьирующих признаков у листьев растений данного вида.
Составьте графики изменчивости числа листовых пластинок и длины листьев изучаемой породы, отмечая на оси абсцисс номера листьев, а на оси ординат — количество листовых пластинок (при построении первого графика) или числовые значения длины листа (во втором графике).
Выполняя данную лабораторную работу, учащиеся отмечают, что для шишек пихты сибирской (см. рис. 3, а) характерны такие общие признаки, как овально-цилиндрическая форма, светло-бурый цвет, спиральное расположение чешуи, ширококлиновидные семенные чешуйки, не заметные снаружи кроющие, чешуйки, распадение шишек при созревании. В то же время размеры шишек варьируют: длина примерно от 5 до 9 см, ширина — от 2 до 4 см. Рассматривая листья рябины обыкновенной (см. рис. 3, б), школьники должны указать, что все они черешковые, сложные; непарноперистые, с редкими волосками или голые, не имеют прилистников, количество же листовых пластинок и длина общего черешка у разных листьев неодинаковы (листовых пластинок листа рябины может быть 9—17, длина черешка варьирует от 80 до 170 мм).
Материалы по педагогике:
Факторы развития личности
Изучение закономерностей развития ребенка дошкольного возраста позволяет выделить факторы, обусловливающие течение и результаты данного процесса. В научной литературе выделяют три фактора, влияющих на становление личности: наследственность, среда и воспитание, которые, в свою очередь, можно объедин ...
Мотивация преподавательской деятельности
Понятие «мотив» часто используют для обозначения таких психологических явлений, как стремление, желание, замысел, боязнь и др., которые отражаются в человеке в виде готовности к деятельности, ведущей к определенной цели. Деятельность человека направляется множеством мотивов, совокупность и внутренн ...
Методика организации психологических тренингов для формирования личностных
качеств учащихся
Тренинг – интенсивный курс обучения, сочетающий краткие теоретические семинары и практическую обработку навыков за короткий срок. До принятия ЕГЭ традиционные выпускные экзамены считались своего рода репетицией вступительных экзаменов, что в значительной мере способствовало снижению тревоги при пос ...