2. Побеги красно-бурые или желтовато-зеленые
3. Лопасти листьев с выемчато-зубчатой формой края, тонко заострённые на верхушках
4. Листовые пластинки длиной до 18 см, шириной до 22 см
Крылатки расходятся под тупым углом, достигают в размахе до 60 мм
Семена длиной до 15 мм, округло-угловатые
Верхушечные почки сравнительно небольшие длиной до 5 мм, боковые еще меньше, буроватой окраски, покрыты беловатыми волосками
Побеги буроватые с сероватыми продольными трещинками.
Лопасти листьев цельнокройные или с 2 зубцами, притуплённые на верхушках.
Листовые пластинки длиной 4—9 см, шириной 6—11 см.
Крылатки развернуты по прямой линии, общей длиной до 70 мм
Семена длиной около 10 мм, овальные
II. Выявите черты различия изучаемых шишек тем измерения их Длины и наибольшего диаметра. Данные измерений запишите в таблицу (см. табл. 3 и рис. 3).
Сделайте выводы о наличии постоянных и варьирующих признаков у шишек растений данного вида.
IV. Составьте график изменчивости размеров шишек изученной породы, отмечая на оси абсцисс номера шишек, а на оси ординат — Числовые значения длины и наибольшего диаметра.
Инструктивная карточка № 4
Лабораторная работа «Изучение изменчивости организмов (на примере лиственных пород)»
Оборудование: облиственные побеги или листья древесных или кустарниковых пород одного вида (ясень обыкновенный, клен ясенелистный, рябина обыкновенная, акация желтая, шиповник, малина обыкновенная, каштан конский и др.); линейки, лупы, цветные карандаши или стержни, рабочие тетради.
Ход работы
I. Установите черты сходства в строении листьев изучаемой породы, отвечая на следующие вопросы:
Листья дерева (кустарника) черешковые или сидячие?
К какой группе относятся листья по своему строению, (простые или сложные)?
Какую форму имеют листья (тройчатые, пальчатосложные, перистосложные)? Перисто-сложные листья растений парно- или непарноперистые?
4. Листовые пластинки имеют опушение или оно отсутствует?
5. Прилистники имеются или отсутствуют
II. Выявите черты различия путем подсчета числа листовых пластинок и измерения длины каждого листа. Данные подсчета и измерений занесите в таблицу (см.табл. 4).
Сделайте выводы о наличии постоянных и варьирующих признаков у листьев растений данного вида.
Составьте графики изменчивости числа листовых пластинок и длины листьев изучаемой породы, отмечая на оси абсцисс номера листьев, а на оси ординат — количество листовых пластинок (при построении первого графика) или числовые значения длины листа (во втором графике).
Выполняя данную лабораторную работу, учащиеся отмечают, что для шишек пихты сибирской (см. рис. 3, а) характерны такие общие признаки, как овально-цилиндрическая форма, светло-бурый цвет, спиральное расположение чешуи, ширококлиновидные семенные чешуйки, не заметные снаружи кроющие, чешуйки, распадение шишек при созревании. В то же время размеры шишек варьируют: длина примерно от 5 до 9 см, ширина — от 2 до 4 см. Рассматривая листья рябины обыкновенной (см. рис. 3, б), школьники должны указать, что все они черешковые, сложные; непарноперистые, с редкими волосками или голые, не имеют прилистников, количество же листовых пластинок и длина общего черешка у разных листьев неодинаковы (листовых пластинок листа рябины может быть 9—17, длина черешка варьирует от 80 до 170 мм).
Материалы по педагогике:
Экскурсия - форма воспитания экологического сознания и эстетического мировосприятия
Тема опыта: "Экскурсия – форма воспитания экологического воспитания и эстетического мировосприятия". Сведения об авторе. Условия возникновения опыта. Актуальность опыта. На основе разработки научных представлений и обобщения передового опыта сложилась характеристика эстетического воспитан ...
Разработка диагностического комплекса по выявлению несформированных
компонентов навыка чтения
Исходя из анализа литературы по теме исследования были выделены следующие компоненты необходимые для формирования полноценного навыка чтения у детей, а именно достаточный уровень развития: 1. Внимания (объем, устойчивость, поле зрения, концентрация, переключаемость, произвольность). 2. Восприятия ( ...
Педагогические условия формирования образа человека у детей
6-7 лет в процессе рисования
человек образ формирование дошкольник Для формирования образа человека в рисунках детей 6-7 лет нами был проведён формирующий эксперимент. Цель данного эксперимента формирование образа человека в рисунках детей 6-7 лет. Задачи: 1) Сформировать знания, представления детей о человеке. 2) Развить умен ...