Xод работы 1. Сравните два вида одной из хвойных пород по следующим особенностям хвои:
1) размещение хвоинок на побеге (одиночно или в пучках);
количество хвоинок в пучке;
длина (в мм);
форма поперечного разреза;
степень жесткости;
цвет.
2. Установите сходство и отличив изучаемых видов по особенностям шишек и семян:
длина шишки (в см);
форма;
цвет;
форме семенной чешуйки;
5) особенности семени (с крылышком или бескрылое, форма крылышек, форма и размер семян (в мм).
3. Определите, какие признаки составляют морфологический критерий каждого из рассмотренных видов. Результаты работы занесите в таблицу (см. табл. 1 и рис. 1) .
Инструктивная карточка № 2
Лабораторная работа «Изучение морфологического критерия вида на лиственных породах»
Оборудование: облиственные побеги; плоды и семена различных видов лиственных пород (клены — остролистный, полевой, ясенелистный, татарский; дубы — летний, зимний, красный; тополи — черный, белый, осина; ольха — черная, серая и др.); линейки, лупы, ножи; рабочие тетради;
Xод работы
1. Сравните два вида одной из лиственных пород по следующим особенностям побега и почек:
1) расположение почек по побегу (супротивное или спиральное);
2).размер (в мм), форма, цвет, опушенность почек;
3) окраска и наличие опушения побегов;
4) форма сердцевины на поперечном срезе побега.
Верхушечные почки сравнительно небольшие — длиной до 5 мм, боковые еще меньше, буроватой окраски, покрыты беловатыми волосками
Побег» буроватые с сероватыми продольными трещинками
Лопасти листьев цельнокройные или с 2 зубцами, притуплённые на верхушках
Листовые пластинки длиной 4—9 см, шириной 6—11 см
Крылатки развернуты по прямой липни, общей длиной до 70 мм
Семена длиной около 10 мм, овальные
2. Рассмотрите листья изучаемых видов и выявите различия:
формы пластинок листа;
расчленения листовой пластинки;
формы края листа;
размер листа (в см).
3. Установите сходство и отличие изучаемых видов лиственных пород по особенностям плодов и семян: форма и размер (в мм) плода; . 2) форма и размер (в мм) семени.
4. Определите, какие признаки составляют морфологический критерий каждого из рассмотренных видов. Результаты работы занесите в таблицу (см. табл. 2 и рис. 2).
Для выполнения, лабораторной работы № 2 — «Выявление изменчивости организмов на лиственных и хвойных породах» школьникам раздаются облиственные побеги или наборы листьев и шишек деревьев и кустарников: При этом каждый ученик выполняет работу на примере одного из видов древесных или кустарниковых пород.
Инструктивная карточка № 3
Лабораторная работа «Изучение изменчивости организмов (на примере хвойных пород)»
Оборудование: шишки хвойных пород одного вида (ель обыкновенная, ель сибирская, сосна,, обыкновенная и др.); линейки, полоски миллиметровой бумаги, лупы, цветные карандаши или стержни, рабочие тетради.
Ход работы
I. Установите черты сходства у шишек изучаемой породы, отвечая на следующие вопросы:
Верхушечные почки довольно большие — длиной до 10 мм, боковые — 5—7 мм, покрытые буро-красноватыми блестящими чешуйками
Материалы по педагогике:
Финансирование системы образования в целом
В развитых странах мира финансирование системы образования традиционно являются важнейшим вопросом государственной политики. Расходы на сферу образования составляют приоритетную статью расходов национальных бюджетов, а экономика образования представляет важнейший сектор национальной экономики. И эт ...
Европейские стандарты и руководящие принципы Болонского процесса в свете Интернет-экзамена
ФЭПО
В мае 2005 года разработаны так называемые Европейские стандарты и руководства для систем гарантии качества высшего образования, которые утверждены советом министров европейских стран, отвечающих за образование. Один из руководящих принципов звучит так: в вузах должны разрабатываться системы, помог ...
Теория активизации познавательной деятельности. Роль познавательного
интереса
Каждый школьник обладает только одному ему присущими особенностями познавательной деятельности, характера, поведения, эмоций, что требует дифференциации в обучении. Учитель должен знать, что такое познавательная активность, каковы особенности и условия ее развития у школьников, какими приемами след ...