BriefEducation
Образование: теория и практика » Методика комплексного использования средств наглядности в формировании речевых навыков и умений аудирования » Комплексное использование наглядности как средство снятия трудностей восприятия речи на слух

Комплексное использование наглядности как средство снятия трудностей восприятия речи на слух

Страница 5

- требование ситуативности, то есть соотнесенности каждого элемента упражнения с ситуацией общения, выполняется с помощью конкретизации всех элементов коммуникативной ситуации:

а) обстоятельств коммуникации путем подбора соответствующих рисунков/фотографий и уточнения словесной формулировки задания;

б) участников коммуникации - ролевое выполнение задания может быть обеспечено путем вербальной характеристики ролей, использования персонажа рисунка или путем использования специальных кукол/ портретов-носителей определенной черты характера;

- требование преимущественной направленности сознания учащихся на содержание высказывания, а не на его форму - достигается постановкой коммуникативного задания.

Важнейшим фактором, влияющим на выполнение всех этих требований, является характер словесной инструкции, задания к упражнению.

Эффективность включения средств наглядности в процесс обучения навыкам аудирования по иностранным языкам может быть повышена также за счет соблюдения принципа научно обоснованного подбора средств наглядности в зависимости от особенностей этапа учебного процесса, категории учащихся и самих средств наглядности. Их подбор осуществляется с учетом их содержания, композиционной структуры и оформления.

К содержанию средств наглядности предъявляются следующие требования:

- доступность для понимания всех компонентов изображения;

- конгруэнтность изображения (термин А.И. Близнюка), то есть соответствие языковому опыту учащихся;

- эмоциональная значимость, интересность и важность изображаемой ситуации для ученика (что соответствует общедидактическому принципу учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся).

При решении вопросов, связанных с композиционной организацией средств наглядности, должны соблюдаться такие принципы, как принцип учета стратегии анализа изображения, лаконичности и избыточности, причинности, параллелизма/противопоставления, последовательности, интервала (изображение в серии рисунков только ключевых моментов), обобщения/унификации (выделения характерных черт объектов изображения), метонимии (изображение явлений через соотносимые с ними предметы и признаки), использования привычных ассоциаций и стереотипов и принцип «эффекта отчуждения».

Достижение поставленных задач при изучении иностранного языка с применением средств наглядности предполагает использование не отдельных видов средств наглядного обучения, но и их комплексов. Эта необходимость использования объясняется тем, что функциональные возможности каждого вида средств наглядности ограничены: одни формируют первоначальные представления, другие - понятия, третьи служат развитию умений и навыков. Ни один из видов учебного процесса, взятый в отдельности, не может полностью обеспечить успех, и только их сочетание, отвечающее особенностям изучаемого вопроса, познавательной задаче, поставленной перед обучением, и особенностями познавательной деятельности обучающихся дает возможность достигнуть оптимальных результатов.

Компьютер служит для ускоренной передачи и обработки информации в большом объеме. Эта информация обязательно должна получить некоторую форму - рассказа, рисунка, статьи; чертежа, таблицы и т.д. Для того чтобы обучающийся смог получить информацию с компьютера (используя его как наглядное пособие), студент предварительно проходят курс компьютерного обучения.

Использование компьютера возможно на разных этапах занятия: объяснение нового материала, закрепление изученного и проверка знаний.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста посредством занимательного математического материала
Внимание – важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека. Внимание теснейшим образом связано с деятельностью. По мере того, как у человека из практической деятельности выделяется и приобретает относительную самостоятельность деятельность теоретическая, внимание принима ...

Индивидуальная траектория обучения
Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки ...

Определение уровня сформированности словаря старших дошкольников
Для выявления выявление уровня сформированности словаря детей использовался комплексный тестовый метод диагностики речевого развития Ф.Г. Даскаловой. В обследовании приняли участие 15 детей. Обследование лексического развития старших дошкольников проводилось на материале природоведческой лексики и ...

Разделы

© 2025 Copyright www.briefeducation.ru