BriefEducation
Образование: теория и практика » Методика комплексного использования средств наглядности в формировании речевых навыков и умений аудирования » Комплексное использование наглядности как средство снятия трудностей восприятия речи на слух

Комплексное использование наглядности как средство снятия трудностей восприятия речи на слух

Страница 2

- чисто рецептивные, не предполагающие речепорождения;

- предполагающие продуцирование устной или письменной реч.

Указанные выше задания предназначаются либо для формирования механизмов восприятия речи (вероятностного прогнозирования, отбора, сличения и др.), либо для снятия трудностей понимания речевого сообщения, либо для контроля усвоения прослушанного текста в сочетании с обучением говорению или письму. При этом средства наглядности могут передавать дополнительную к тексту информацию, в частности, утраченную в процессе его адаптации.

Средства наглядности могут использоваться при подготовке к слушанию текста (формирование установки на определенную тему, активизация необходимого языкового материала), во время слушания текста и после него. Большинство наглядно-обусловленных заданий нацелены на контроль понимания текста на детальном или глобальном уровнях.

Наиболее распространенными являются упражнения, в которых учащиеся должны подбирать рисунки к соответствующим эпизодам текста, сопоставлять содержание текста и рисунков, распределять рисунки в определенной последовательности, если текст имеет сюжетный характер. Такие упражнения чрезвычайно эффективные по форме, экономные по времени и охвату учащихся и наглядные по внешним показателям из-за их однозначной правильности).

При этом наиболее эффективным является одновременное использование различных видов наглядных средств при изучении одной и той же темы. Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождая уроки большим количеством наглядных пособий, ибо это мешает учащимся сосредоточиться, и обдумать наиболее существенные вопросы. Такое применение наглядных пособий в обучении не приносит пользы, а скорее вредит и усвоению знаний, и развитию учащихся. Когда у учащихся имеются необходимые образные представления, следует использовать их для формирования понятий, для развития отвлеченного мышления ученика. Это правило относится не только к средним и старшим классам, но и к начальным классам.

В практике обучения применение наглядных средств обязательно сочетается со словом учителя. Знание форм сочетания слова и средств наглядности, их вариантов и сравнительной эффективности дает возможность учителю творчески применять средства наглядности сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и в соответствии с конкретными условиями обучения.

Таким образом, анализ современных средств наглядности и методик их применения в обучении аудированию по иностранным языкам свидетельствует о значительных возможностях применения средств наглядности в обучающей функции.

Кроме этого, средства наглядности могут использоваться в качестве средств текущего и тематического контроля уровня владения иноязычной речью. В основном, в учебном процессе используются различные рисунки (ситуативные и фабульные) для проверки навыков и умений восприятия информации (текста) на слух.

На практике применяются также относительно новые способы контроля на основе средств наглядности:

- тестирование (клоуз-тесты и тесты множественного выбора) с опорой на рисунки;

- устное или письменное составление диалога/ рассказа/ описания с опорой на коллажи, фрагменты рисунков/ фотографий, карты, изображающие предметы обсуждения предыдущей серии уроков;

- контроль сформированности умений аудирования с опорой на серии разрезных фабульных рисунков;

- комплексный контроль коммуникативных навыков и умений в виде «настольных» игр, в которых учащиеся читают инструкции, выполняют различные задания, комментируют свои действия и действия других игроков и при этом находятся в состоянии эмоционального комфорта (отсутствия страха перед тестом).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Результаты оценки рейтинга преподавателей кафедры
Так как система только внедряется на кафедре, еще как следует, не налажена «обратная связь» с преподавателями для полного сбора данных необходимых для расчета рейтинга, то была произведена экспериментальная оценка рейтинга преподавателей кафедры. Всего в рейтинге участвовало 9 преподавателей кафедр ...

Диагностика воспитанности
1. Охарактеризуйте выделенные в теории педагогики критерии и показатели воспитанности: внешние – связаны с проявлением результатов воспитания во внешней форме, – суждениях, оценках, поступках, действиях личности; внутренние – связаны с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя, – мотивами, убеждениям ...

Коррекционно-развивающая работа с учащимися 3 класса с особыми образовательными потребностями
Природа всегда была добрым другом человека, она давала ему одежду, пищу и кров. Красота ее вдохновляла поэтов, художников на создание величайших произведений. Умение видеть и чувствовать красоту родной природы — большое счастье. Развивать это умение у детей нужно как можно раньше, так как чувства п ...

Разделы

© 2025 Copyright www.briefeducation.ru