Выявленный дидактический потенциал средств наглядности и значительное их разнообразие требуют решения вопроса о целесообразной степени использования средств наглядности на различных этапах обучения аудированию, а также о рациональном выборе средств наглядности в зависимости от учебных задач и уровня владения обучаемых иностранным языком.
Эффективность упражнений по обучению иноязычной речевой деятельности, в том числе аудированию, выше при использовании, наглядной основы для ее выполнения, чем без нее. Эффективность наглядно-обусловленных упражнений зависит от видов применяемых средств наглядности и выше при комплексном использовании ряда (совокупности) средств наглядности. При обучении аудированию наиболее эффективным является использование ситуативно-сюжетных и фабульных рисунков. Включение их в соответствующие упражнения обеспечивает более высокую степень понимания прослушанного текста, чем при использовании упражнений без изобразительной опоры, и облегчает понимание текста при равной эффективности его проверки с и без опоры на средства наглядности.
Использование средств наглядности при обучении аудированию по иностранным языкам характеризуется следующими общими принципами:
- принцип комплексности;
- принцип коммуникативности;
- принцип научно обоснованного подбора средств наглядности с учетом особенностей этапа учебного процесса, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, дидактических возможностей каждого отдельного средства наглядности.
Принцип комплексности средств обучения вообще и средств наглядности, в частности, предполагает единство их содержания, адекватность особенностям определенной методической системы (коммуникативному подходу к обучению языкам), определенную последовательность включения их в учебный процесс, их взаимосвязь и взаимообусловленность, диктуемые логикой учебного процесса, особенностями познавательной деятельности учащихся, методическими свойствами и функциями средств обучения, входящих в комплекс, адекватность упражнений задачам обучения, учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, уровня их языковой подготовки. Таким образом, комплексное использование средств наглядности при обучении аудированию предусматривает необходимость наиболее полного учета дидактических возможностей каждой группы этих средств и наиболее рационального их распределения в процессе обучения и контроля. Распределение производится как в плане самих средств наглядности, так и в плане видов упражнений, основанных на использовании средств наглядности. Соответственно необходимо составлять коррелирующие комплексы средств наглядности, включаемые в определенные виды упражнений. В результате с их помощью будет создана, основа для проведения цикла занятий, внутри которого необходимо предусмотреть такую последовательность включения средств наглядности в систему упражнений, которая соответствовала бы последовательности нарастания языковых и операционных трудностей при обучении навыкам и умениям аудирования.
Принцип коммуникативности комплексного использования средств наглядности предполагает такой их отбор и такое их включение в упражнения, которые обеспечивали бы создание максимального числа разнообразных ситуации иноязычного общения и, соответственно, достаточную практику учащихся во всех видах речевой деятельности, в том числе и в аудировании. Наглядно-обусловленные упражнения должны отвечать следующим требованиям:
- требование мотивированности речевого поступка выполняется путем постановки перед обучающимися не лингвистической, а речевой задачи, а также путем опоры на собственное внутреннее побуждение учащихся. Последнее может быть достигнуто: подбором тем, соответствующих особенностям учащихся, стимулированием интереса в процессе выполнения задания за счет создания условий игры, соревнования, группового творчества и сотрудничества, обеспечением личностной значимости задания для ученика через привлечение механизмов памяти, внимания, воображения, личного опыта учащихся (задания типа «Угадайте .», «Проверьте свою память/ наблюдательность .», «Выступите в роли .»);
Материалы по педагогике:
Педагогические взгляды Демокрита
Демокрит был выдающимся древнегреческим философом-материалистом, создателем атомистической теории. По дошедшим до нас отрывкам его многочисленных сочинений можно видеть, что Демокрит разрабатывал все отрасли тогдашнего знания: известны его труды по философии, математике, физике, биологии, медицине, ...
Педагогическая теория Аристотеля
Будучи учеником Платона, Аристотель рано, однако, разошелся во взглядах со своим учителем, не принял его учения о разделении мира на мир идей и мир вещей. Оставшись на позициях объективного идеализма, он разработал ряд материалистических положений. Аристотель признавал единство мира, неотделимость ...
Индивидуальный учебный план
Учебный план, это способ организации обучения определенному предмету или на определенном уровне. Цель учебного плана состоит в том, чтобы определить задачи обучения, содержание обучения, а также используемые методы и материалы. Под индивидуальным учебным планом понимается совокупность учебных предм ...