Поскольку один преподаватель студии по определению не может уделить необходимое внимание 10-15 ученикам и качественно показать детям основы игры на разных музыкальных инструментах, то существенно увеличить эффективность процесса обучения в музыкальной студии можно, если привлечь к нему, например, знакомых музыкантов, которые, по мере возможности, смогут приходить в студию, чтобы показать детям основные навыки игры на музыкальных инструментах и проконтролировать их правильное использование.
Мы не будем останавливаться на специфике обучения детей игре на том или ином музыкальном инструменте, но хочется заметить, что обучение игре на ударной установке и бас-гитаре отличается от других тем, что оно сразу должно быть нацелено на игру в составе музыкальной группы, поскольку гитара и клавиши могут звучать как в составе группы, так и индивидуально, а бас-гитара и ударная установка – только в составе группы.
Вторая ступень обучения.
Сюда принимаются подготовленные учащиеся и старшеклассники, которые хотят играть в составе музыкальной группы. Дети 17-18 лет могут быстрее научиться основам игры на музыкальных инструментах, чем дети 14-15 лет, поскольку в общем случае они и интеллектуально, и физически развиты лучше, что для занятий музыкой имеет большое значение.
На второй ступени происходит формирование и обучение игре в музыкальных группах, а также учащиеся приобретают навыки игры в ансамбле и опыт выступлений на школьной сцене. В процессе занятий преподаватель и учащиеся выбирают популярные песни и разучивают их. Постепенно происходит формирование групп, участники которых при желании могут продолжить обучение в нашей студии.
Обучение детей на второй ступени (игре в составе группы) происходит по классической схеме – выбор популярной песни, разучивание ее, и выступление. Это эффективная схема с мощной обратной связью, поскольку:
Дети разучивают песню, которая им более или менее нравится
Ее можно достаточно быстро разобрать, поскольку можно найти пример и аккорды
Дети могут сравнить звучание песни в оригинале со своим исполнением
Они выступают на школьном концерте с известной песней, и администрации школы видит и слышит, что дети в студии (и сама студия) занимаются делом.
Родители детей также видят и слышат успехи своих детей, а это не маловажно, поскольку многие родители не поддерживают увлечение своих детей музыкой и даже запрещают им ходить на занятия в музыкальную студию.
Демонстрация – естественная потребность ребенка показать себя и свои навыки. Поэтому помимо обычных репетиций нужно проводить занятия, в которых ученик мог бы показать то, что он выучил дома или ему нравится. В этом случае преподаватель может взять в руки инструмент и подыграть ученику. Эффект такого занятия будет весьма сильным.
Пример. Дети готовят песню для выступления. Но зачастую она нравится далеко не всем. Например, гитаристу больше нравится рок, а не поп-музыка, а барабанщик “горит желанием” сыграть быстрый ритм. Если не давать детям возможности поиграть “для настроения”, то очень скоро репетиции будут восприниматься не как интересное занятие, а как необходимость, и интерес к занятиям в музыкальной студии пропадет.
В процессе обучения очень часто возникает ситуация “бег на месте”, когда ученики вроде бы освоили игру на музыкальных инструментах, но не настолько, чтобы им нравилась совместная игра. Например, барабанщик не держит ритм, не попадает в долю или стиль его игры не вписывается в общую композицию. Тогда преподаватель должен сам сесть за инструмент и проиграть композицию вместе с остальными участниками группы. Это поможет по-новому услышать всю композицию и пробудить желание детей доделать её до определенного результата.
Наблюдая за тем, как происходит совместная деятельность двух людей музыковеды вывели так называемый “эффект профессионала”. Суть его заключается в том, что для успешной совместной деятельности достаточно, чтобы один из двух человек обладал достаточно хорошим навыком в этой деятельности, а другой мог выполнять самые простые действия при этой деятельности. Упрощенно это можно представить так. Предположим, что первая пара людей имеет навык по 30 единиц, а другая пара - 80 и 10 единиц. Может показаться, что деятельность первой пары будет эффективнее второй, поскольку 10 единиц - крайне слабый уровень даже относительно 30 единиц. Но на практике может получиться так, что первая пара вообще не сможет выполнить совместную деятельность, тогда как вторая добьется неплохих результатов. Наглядный пример – игра в бадминтон двух детей с определенным навыком игры или одного ребенка с минимальным навыком и одного взрослого с хорошим навыком. Наблюдая игру второй пары, создастся впечатление, что неопытный ребенок играет лучше детей из первой пары. Но не это главное. Важно то, что ребенку кажется, что он достаточно хорошо играет в бадминтон, это занятие ему нравится и вызывает интерес.
Материалы по педагогике:
Развитие навыков самостоятельной творческой деятельности в процессе
обучения иностранному языку
Работа педагога – это всегда очень трудный процесс. А в наше время, когда престижность профессии падает, все особенно усложняется. В сфере искусства круг задач, стоящих перед педагогом, особенно широк, отсюда и особая сложность нашей профессии. Вся наша деятельность предполагает творческий подход к ...
Аудирование как вид речевой деятельности
Деятельность – это система умений творческого характера, которая направлена на решение различных коммуникативных задач. Речевая деятельность – это активный, целенаправленный опосредованный языковой системой и обусловливаемый ситуацией общения процесс передачи или приёма сообщения. Устное общение со ...
Наглядность при изучении геометрического
материала
Основой формирования у детей представлений о геометрических фигурах является способность их к восприятию формы. Эта способность позволяет ребенку узнавать, различать и изображать различные геометрические фигуры: точку, прямую, кривую, ломанную, отрезок, угол, многоугольник, квадрат, прямоугольник и ...