Выступая в качестве объекта познания и действия, человек отражается в сознании людей и определяет их поведение.
По – мнению В.С. Кузина процесс формирования образа в сознании тесно связан с глубоким осмыслением и духовной переработкой восприятий и представлений, в том числе эстетических переживаний предметов в соответствии с взглядами, идеалами.
Образ другого человека формируется на аффективной основе, как и другие когнитивные структуры, он сильно зависит от социального опыта. С восприятия кинестетики начинается собственное общение ребёнка с взрослым это и есть начало формирования образа другого человека с точки зрения А.А. Бодалева. Развитие образа идёт в направлении от общего к частному, от недифференцированного к точному, от полимодального восприятия к специфичному.
Многочисленными исследованиями установлено, что целостный образ возникает постепенно и становление его связано с пространственно – временными условиями, в которых отражается объект. Действие этих условий всегда сказывается и на формирующемся образе другого человека.
Как утверждает А.А. Бодалев очень большую роль в выработке точки зрения на людей у ребёнка, в формировании у него представлений и мыслей о других людях играют облик и поведение самого воспитателя и взаимоотношений между детьми в том детском коллективе, членом которого является дошкольник.
А.А. Бодалев считает, что именно в результате общения с окружающими людьми у ребёнка складывается образ другого человека и самого себя.
Именно с формирования образа самого себя в сознании ребёнка начинается формирование образа человека.
По - мнению С.А. Козловой, Т.А. Куликовой формирование образа человека в настоящее время можно рассматривать в нескольких приоритетных направлениях:
1. Познание себя как социальной личности.
2. Развитие дружелюбного отношения к жителям Земли (представления о людях других стран).
3. Познание человека в рамках патриотического воспитания (представления о людях родной страны).
Каждое из направлений, в свою очередь, имеет подразделы.
С точки зрения С.А. Козловой формирование образа человека осуществляется через формирование представлений о человеке и начинается у детей в первую очередь с осознания самого себя как социальной личности.
Процесс самопознания, утверждает Козлова, происходит интенсивно и в определенной последовательности: от изучения себя, как существа физического к изучению себя, как существа социального.
По мнению А.А. Бодалева именно в результате общения с окружающими людьми у ребёнка складывается образ человека и самого себя, формируются представления о человеке.
И, для того чтобы процесс ознакомления с человеком, как существом физическим и социальным необходимо чтобы ребенок осознавал свою принадлежность к человеческому роду, чтобы знал свои человеческие возможности, и умел управлять свои телом, чувствами и поступками, а так же месте среди других людей.
Все это поможет ребенку составить представление о себе как человеке. По утверждению С.А. Козловой через формирование элементарных знаний о своем организме, чувствах человека, закладываются основы гуманного отношения к людям.
Внимание к себе, понимание своей человеческой сущности, постепенное осознание себя, своих возможностей, способствует тому, что через осознание себя научиться видеть других людей, понимать их.
По мнению А.С. Козловой взрослый в жизни ребенка играет 2 роли: как организатор воспитания и как образец подражания.
С.А. Козлова ставит воспитание у детей отношения к взрослому как одну из задач нравственного воспитания. Она выявляет возможность формирования представлений об обобщённом образе взрослого человека.
Материалы по педагогике:
Игра на уроках истории
Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Молодым учителям часто кажется, что достаточно хорошо знать предмет и уметь интересно рассказывать. Однако преподавание в школе очень скоро развенчивает такое представление. Особенно в сегодняшней школе, котор ...
Закономерности развития детей раннего и дошкольного
возраста
Проблеме развития и воспитания детей раннего возраста посвящены работы В. М. Бехтерева, Н. М. Щелованова, Н. Л. Фигуриной, Н. М. Аксариной, Е. И. Радиной, А. М. Фонарева, С. Л. Новоселовой, Л. П. Павловой, Э. Г. Пилюгиной, Г. Г. Филипповой и др. Исследователи определяют ранний возраст как период бы ...
Применение интеллектуальных систем для анализа
данных
Гибридные экспертные системы – это такой метод решения неформализованных задач, с использованием которого задачу можно представить в виде иерархического дерева подзадач и указать для каждой из них свой метод решения. За основу работы гибридных экспертных систем положена гибридная модель представлен ...