По мнению 90% воспитателей формирование у детей гуманных отношений в сюжетно-ролевой игре может осуществляться с помощью следующих методов и приемов: беседы, рассказы, создание специальных игровых ситуаций, требующих от ребенка проявления чувств и перестройки взаимоотношений.
Вывод:
Воспитатели осознают важность проблемы формирования гуманных отношений, имеют четкое представление о понятиях "гуманизм", "гуманные отношения", но еще недостаточно хорошо ориентируются в средствах, методах и приемах формирования гуманных отношений в сюжетно-ролевых играх.
Ш. Проведение беседы с детьми и анализ ответов
Вопросы для беседы.
Как ты понимаешь слово добрый, справедливый?
Назови ребят, с которыми ты дружишь и почему?
Чем больше всего вы любите заниматься с друзьями?
Каким должен быть хороший человек7
Беседа с детьми проводилась в групповой комнате, во второй половине дня. Она проходила в 2 этапа, продолжительностью 2 дня. На 1-м этапе задавались вопросы поискового характера. ("Чем больше вы любите заниматься с друзьями?"). На 2-м этапе проводилась беседа с неоконченными ответами, направленная на развитие логического мышления ребенка. ("Что бы ты сделал, если бы ты играл в "Строителей" с другими детьми и кому-то не хватило бы кубиков на постройку?". "А если бы тебе тоже нужны были кубики?").
Чтобы заинтересовать детей, вовлечь их в процесс работы, в группу был принесен почтовый конверт, в котором находилось письмо, адресованное детям детского сада № 47. В нем говорилось, что: "Детский юмористический журнал "Ералаш" проводит акцию "Милосердие", те дети, которые быстрее всех и правильно ответят на вопросы, выиграют новые игрушки. Их они смогут подарить детскому дому или дому малютки, тем самым они порадуют ребятишек, у которых нет родителей". Детей это предложение очень заинтересовало, и они охотно отвечали на предложенные вопросы. См. приложение № 3.
Анализируя ответы детей на 1-м этапе можно отметить, что в целом детские представления о различных видах отношений не богаты. В основном дети пользуются двумя определениями: "добрый" и "хороший". Говоря о том, каким должен быть хороший человек, в первую очередь говорили добрым и наоборот. Затем называют такое качество, как умение дружить и играть, быть веселым, не жадным, никого не обижать (Ветрова О., Крючкова П., Новиков Р., Трошина Ю., Хализов М., Шебаева К.). У 50% детей вызвал затруднение вопрос: "Как ты понимаешь слово "справедливый"? Ответы: "не знаю", наиболее часто встречающиеся. (Ветрова О., Новиков Р., Крючкова П., Хализов М., Трошина Ю). Этот факт говорит о том, что у детей отсутствует разделение различных качеств и отношений.50% детей называли такие качества, как ласковый, заботливый, но при их пояснении приходили к одному слову "хороший" (Шебаева К., Ильина Н., Казанцева Л., Дробов С., Хализов М.)
Вывод:
У детей все гуманные качества и отношения заключены в одном понятии "хороший", отсутствует разграничение основных гуманных отношений.
Беседа с неоконченными ответами "Как бы ты поступил, если бы…"
Вопросы:
Дети играли в группе, им было очень весело, а один мальчик сидел очень грустный. Что бы ты сделал?
Если бы ты играл (а) в "Строителей" с другими детьми, и кому-то не хватило бы кубиков на постройку, чтобы ты сделал? А если бы тебе нужны были кубики?
Если бы ты гулял на участке детского сада вместе с другими детьми и вдруг кто-нибудь из ребят упал около тебя и сильно ушибся. Что бы ты сделал? Как поступил бы?
Отвечая на первый вопрос, дети показали большую активность, самостоятельность во взаимоотношениях.80% детей говорили о том, что, если бы они заметили, что кто-то из детей сидит грустный, они бы постарались развеселить его - дать игрушку, книжку, пригласили бы поиграть вместе. (Рославцев Д., Шебаева К., Хализов М., Ильина Н., Дробов С., Новиков Р., Трошина Ю., Крючкова П). 20% детей сформулировало предлагаемое словесное обращение к товарищу, как выражение сочувствия, заботливости: "Почему ты грустный? Тебя кто-то обидел?"
Второй вопрос затруднил детей, они решали его формально: если два ребенка строили каждый свой домик, значит, они и должны были их достроить. И поэтому искали выход по линии поисков недостающего материала, забывая при этом о пути взаимного общения. Только двое детей придумали, что можно поделиться кубиками, построить обоим домики меньшего размера или построить сообща один дом (Трошина Ю., Хализов М.).
Материалы по педагогике:
Психологические особенности детей старшего дошкольного
возраста
Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда его потребностей. Важнейшие из них: потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие ...
Структура системы образования Франции
Система образования Франции традиционно делится на три ступени, разделенные на циклы. Первая ступень представлена доначальным и начальным образованием, которое дети получают в школах двух типов: в материнской школе (école maternelles) и в начальной школе (école primaire). Особенностью ...
Алкоголизм, наркомания и токсикомания как социальная проблема
Негативные явления, порождаемые потреблением спиртных напитков, таят в себе большую опасность для общества. Потребление алкоголя прежде всего дурно влияет на здоровье людей. Злоупотребление алкоголем способствует развитию соматических и психических заболеваний, и это есть одна из причин смертности ...