У бабушки юбилей. Все родные желают много счастья, улыбок, здоровья…
Воспитатель обращает внимание детей на состояние пострадавших, что они нуждаются в заботе, помощи, уходе. Поощряет детей, которые сочувствуют, сопереживают, проявляют заботу.
В процессе внесения нового содержания в сюжетно-ролевую игру детей, воспитатель не навязывает свои решения, а дает возможность детям самостоятельно найти выход из ситуации. Воспитатель только помогает, если возникают затруднения, обращает внимание детей на результаты их совместных действий, предупреждает отрицательное проявление в поведении детей, привлекая мнения самих детей.
Анализ результатов формирующего этапа
Проведенная нами предварительная работа способствовала тому, что у детей наблюдались проявления таких гуманных отношений, как: справедливость, сочувствие, вежливость, отзывчивость, доброжелательность, а так же умение действовать сообща, находить выход из различных ситуаций. Эти отношения и умения закреплялись непосредственно в сюжетно-ролевых играх. Так, в сюжетно-ролевой игре "Больница" использовали ситуации с оказанием помощи девочке с раной на голове, дети с большой охотой откликнулись, чтобы оказать помощь (например, Сережа Д., сразу же предложил пропустить больную девочку без очереди);
В игре "Капитаны" все дети изъявили желание помочь потерпевшим людям (Миша Х.: "Нужно бросить им спасательные круги!", Данил Р.: "Нужно самим прыгнуть, кто умеет плавать".).
Эти примеры свидетельствуют о том, что дети проявляли отзывчивое отношение, внимательность к неудачам окружающих людей, заботу об их благополучии, безопасности, а так же принимали активное участие для устранения неблагоприятных ситуаций. Дети очень сочувствовали неудачам героев игр, это проявлялось и в интонации голоса, мимике, в словах утешения "Больница" (Настя И: "Не плач, не бойся, маленькая, все будет хорошо, доктор хороший, он тебя вылечит"); "Капитаны" (Юля Т.: укутала куклу в одеяло, качает на руках и ласково говорит: "Мы скоро приедем в больницу, потерпи чуточку".).
Справедливые отношения ярко проявлялись в момент, когда распределяли роли: мальчики уступали девочкам, дети договаривались по очереди исполнять роли.
Играя, дети не просто исполняли свои роли, выполняя правила игры. Их действия опирались на чувственные переживания, например, "Больница" (Лена К., берет куклу на руки; Роман Н.: "Лена, осторожно! У нее же на голове рана и кровь идет!").
"Капитаны" (Юля Т. Очень аккуратно заворачивает куклу в одеяло, чтобы ей не было больно).
На формирование доброжелательного отношения была в большей степени ориентирована игра "Семья". В ней дети предлагали свои идеи, как можно сделать приятное другому, доставить радость. Самостоятельно распределяли обязанности (Оля В.: "Настя, вытри пожалуйста пыль со шкафов. Данил, а ты сходи в магазин и купи хлеба и молока, а мы с Полиной пока будем готовить обед".).
Все эти поступки и поведение ребят говорят о том, что дети стремясь доставить радость сверстнику, получают от этого большое удовольствие, удовлетворение, а это и есть важный показатель сформированности доброжелательного отношения к окружающим.
Вывод:
Проведенная нами работа принесла положительные результаты:
дети научились понимать состояние и настроение другого человека;
оказывают разнообразную помощь сверстникам, попавшим в трудную ситуацию;
дети научились находить различные способы решения сложной проблемы.
Контрольный этап
Цель:
Определить эффективность экспериментальной работы по сформированности гуманных взаимоотношений в сюжетно-ролевых играх старших дошкольников.
Задачи:
1) выявить, какие гуманные взаимоотношения будут преобладать у детей в сюжетно-ролевых играх;
2) выявить уровень представления детей о гуманных
взаимоотношениях и уровень их сформированности.
Методы, используемые на данном этапе:
Беседа с детьми по вопросам.
Беседа с неоконченными ответами.
Наблюдение и анализ сюжетно-ролевой игры.
Описание и анализ результатов контрольного этапа
I. Проведение беседы с детьми и анализ ответов
Вопросы для беседы
Материалы по педагогике:
Состав учебно-методических комплексов
ЭУМК должны полностью обеспечивать все виды занятий по дисциплине и включать в себя: • средства изучения теоретических основ дисциплины (информационная составляющая); • средства поддержки практических занятий; • лабораторный практикум, позволяющий проводить занятия при всех поддерживаемых учебным з ...
Состояние правового образования в
школах России
Состояние правосознания населения России на протяжении десятилетий определялось той ролью, которая отводилась праву в общественной жизни страны. В условиях тотального преобладания над правом политических клише россияне вспоминали о законе только, когда оказывались в конфликтных ситуациях или в сфер ...
Роль музыкально-ритмических занятий в формировании интонационной
выразительности речи в школе слабослышащих
Трудно не согласиться с мнением одного из педагогов современности, занимающегося обучением неслышащих детей И.С. Белик, «конечно же, музыка нужна любому человеку. Она развивает интонацию речи, слух, голос, темп, дыхание, память. Пластику движений, чувства, творческий потенциал. При том не только те ...