Формирование гуманных взаимоотношений в дошкольном возрасте носит социальный характер (Н.М. Аксарина, Н.М. Шелованов).
Основой для формирования гуманных отношений является развитие нравственных качеств и сформированность у детей морально-этических норм и представлений (Д.В. Менджерицкая, С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк).
Эффективность формирования гуманных отношений в сюжетно-ролевых играх в первую очередь зависит:
от организации предварительной работы;
от умения воспитателя создать благоприятные условия для игровой деятельности;
от использования разнообразных методов и приемов руководства сюжетно-ролевыми играми (И. Кононова, Г.И. Радвил).
Использование сюжетно-ролевой игры имеет огромное значение для формирования гуманных отношений дошкольников6
расширяется круг представлений детей о проявлении гуманных отношений;
формируются и обогащаются чувственные переживания детей, в соответствии со взятой на себя ролью в сюжетно-ролевых играх;
осваиваются и закрепляются основные способы эмоционального и практического содействия окружающих
Старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития гуманных отношений детей. однако в процессе работы с детьми было выявлено, что для достижения большей результативности следует целенаправленно обращать внимание на данную проблему уже в младшем дошкольном возрасте. Именно в этот возрастной период происходит первое проявление гуманных переживаний ребенка - заботливое отношение в обращении с куклами.
В нашей опытно-экспериментальной работе мы предположили, что формирование гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста наиболее успешно будет развиваться в совместной игровой деятельности, а именно в сюжетно-ролевой игре. Для этого мы определили методы:
анализ психолого-педагогической литературы;
наблюдение за сюжетно-ролевыми играми детей;
беседы с детьми;
анкетирование воспитателей детского сада;
экспериментальная игра "Секрет";
педагогический эксперимент, состоящий из трех этапов: констатирующего, формирующего, контрольного.
Результаты констатирующего этапа нашей работы показали, что уровень сформированности гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста находится на уровне чуть ниже среднего: 50% детей имеют II уровень, 30% детей имеют III уровень, и лишь 20% имеют I уровень.
Результаты контрольного этапа показывают, что уровень сформированности гуманных отношений значительно повысился (отсутствуют дети с III уровнем), 60% детей имеют I уровень, 40% - II уровень.
Отсюда следует вывод, что проведенная нами экспериментальная работа в значительной мере позволила повысить эффективность процесса формирования гуманных отношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх. У детей наблюдаются различные гуманные отношения; появляется дифференцировка в основных видах гуманных отношений; отношения детей основываются на чувственных переживаниях.
Данная работа помогла подтвердить выдвинутую ранее гипотезу, что формирование гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх будет осуществляться более успешно при:
организации предварительной работы по обогащению содержания сюжетно-ролевой игры:
беседы с детьми;
наблюдения;
чтение художественной литературы;
использовании специальных сюжетов в сюжетно-ролевой игре, способствующих формированию гуманных отношений дошкольников к окружающим;
проявлении примера гуманного отношения со стороны воспитателя при организации учебно-воспитательного процесса.
Задачи, поставленные в ходе исследования, были решены.
Материалы нашей опытно-экспериментальной работы можно применять в практике дошкольных учреждений с целью совершенствования работы по формированию гуманных отношений в игровой деятельности, а именно в сюжетно-ролевой игре.
Создание данных условий может способствовать формированию:
нравственных качеств;
волевых качеств;
этических норм и представлений.
Этому также может способствовать разработка специальных сюжетов для использования их детьми в игровой деятельности.
В этом мы и видим перспективы дальнейшей работы по формированию личности дошкольника в целом.
Материалы по педагогике:
Использование межпредметных связей в начальной школе
Каждый учебный предмет, образовательная область вносит свой вклад в развитие личности и индивидуальности школьника, в формирование его мировоззрения, взглядов, убеждений. Если взять математику и естественнонаучные дисциплины, то они призваны раскрыть перед учащимися современную научную картину мира ...
Эффективность программы формирования эстетических чувств
младших школьников с нарушением интеллекта средствами дидактической игры
После проведения цикла занятий по изобразительной деятельности был проведен итоговый контрольный эксперимент. По-прежнему ведущим методом диагностики являлось педагогическое наблюдение, целью которого было выявить уровень эстетической воспитанности каждого школьника. В результате были получены след ...
Обучение произношению французского языка в средней школе
В средней школе при обучении французскому языку большое значение имеет интонация. Самая распространенная форма вопроса во французском языке - интонационная: Tu viens? Vous ȇtez malade? В разговорной речи современного французского языка прямой порядок слов является не просто преобладающей формо ...