BriefEducation
Образование: теория и практика » Процесс формирования гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности » Экспериментальная работа по формированию гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх

Экспериментальная работа по формированию гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх

Страница 13

Формирование гуманных взаимоотношений в дошкольном возрасте носит социальный характер (Н.М. Аксарина, Н.М. Шелованов).

Основой для формирования гуманных отношений является развитие нравственных качеств и сформированность у детей морально-этических норм и представлений (Д.В. Менджерицкая, С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк).

Эффективность формирования гуманных отношений в сюжетно-ролевых играх в первую очередь зависит:

от организации предварительной работы;

от умения воспитателя создать благоприятные условия для игровой деятельности;

от использования разнообразных методов и приемов руководства сюжетно-ролевыми играми (И. Кононова, Г.И. Радвил).

Использование сюжетно-ролевой игры имеет огромное значение для формирования гуманных отношений дошкольников6

расширяется круг представлений детей о проявлении гуманных отношений;

формируются и обогащаются чувственные переживания детей, в соответствии со взятой на себя ролью в сюжетно-ролевых играх;

осваиваются и закрепляются основные способы эмоционального и практического содействия окружающих

Старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития гуманных отношений детей. однако в процессе работы с детьми было выявлено, что для достижения большей результативности следует целенаправленно обращать внимание на данную проблему уже в младшем дошкольном возрасте. Именно в этот возрастной период происходит первое проявление гуманных переживаний ребенка - заботливое отношение в обращении с куклами.

В нашей опытно-экспериментальной работе мы предположили, что формирование гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста наиболее успешно будет развиваться в совместной игровой деятельности, а именно в сюжетно-ролевой игре. Для этого мы определили методы:

анализ психолого-педагогической литературы;

наблюдение за сюжетно-ролевыми играми детей;

беседы с детьми;

анкетирование воспитателей детского сада;

экспериментальная игра "Секрет";

педагогический эксперимент, состоящий из трех этапов: констатирующего, формирующего, контрольного.

Результаты констатирующего этапа нашей работы показали, что уровень сформированности гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста находится на уровне чуть ниже среднего: 50% детей имеют II уровень, 30% детей имеют III уровень, и лишь 20% имеют I уровень.

Результаты контрольного этапа показывают, что уровень сформированности гуманных отношений значительно повысился (отсутствуют дети с III уровнем), 60% детей имеют I уровень, 40% - II уровень.

Отсюда следует вывод, что проведенная нами экспериментальная работа в значительной мере позволила повысить эффективность процесса формирования гуманных отношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх. У детей наблюдаются различные гуманные отношения; появляется дифференцировка в основных видах гуманных отношений; отношения детей основываются на чувственных переживаниях.

Данная работа помогла подтвердить выдвинутую ранее гипотезу, что формирование гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх будет осуществляться более успешно при:

организации предварительной работы по обогащению содержания сюжетно-ролевой игры:

беседы с детьми;

наблюдения;

чтение художественной литературы;

использовании специальных сюжетов в сюжетно-ролевой игре, способствующих формированию гуманных отношений дошкольников к окружающим;

проявлении примера гуманного отношения со стороны воспитателя при организации учебно-воспитательного процесса.

Задачи, поставленные в ходе исследования, были решены.

Материалы нашей опытно-экспериментальной работы можно применять в практике дошкольных учреждений с целью совершенствования работы по формированию гуманных отношений в игровой деятельности, а именно в сюжетно-ролевой игре.

Создание данных условий может способствовать формированию:

нравственных качеств;

волевых качеств;

этических норм и представлений.

Этому также может способствовать разработка специальных сюжетов для использования их детьми в игровой деятельности.

В этом мы и видим перспективы дальнейшей работы по формированию личности дошкольника в целом.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 

Материалы по педагогике:

Использование межпредметных связей в начальной школе
Каждый учебный предмет, образовательная область вносит свой вклад в развитие личности и индивидуальности школьника, в формирование его мировоззрения, взглядов, убеждений. Если взять математику и естественнонаучные дисциплины, то они призваны раскрыть перед учащимися современную научную картину мира ...

Эффективность программы формирования эстетических чувств младших школьников с нарушением интеллекта средствами дидактической игры
После проведения цикла занятий по изобразительной деятельности был проведен итоговый контрольный эксперимент. По-прежнему ведущим методом диагностики являлось педагогическое наблюдение, целью которого было выявить уровень эстетической воспитанности каждого школьника. В результате были получены след ...

Обучение произношению французского языка в средней школе
В средней школе при обучении французскому языку большое значение имеет интонация. Самая распространенная форма вопроса во французском языке - интонационная: Tu viens? Vous ȇtez malade? В разговорной речи современного французского языка прямой порядок слов является не просто преобладающей формо ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru