BriefEducation
Образование: теория и практика » Личность и профессиональная компетентность учителя права современной российской школы » Традиционные и инновационные технологии правового обучения

Традиционные и инновационные технологии правового обучения

Страница 5

Приведем в пример варианты проведения игр, рекомендуемых для учителя права И.Е. Уколовой, И.Л.Друбачевской, А.П. Вакуленко, СИ Володиной, А.М. Полиевктовой.

«Чудо-фраза». Игра направлена на любое восстановление нескольких заданных целых из одного. Пример применения. На разрезанном плакате записывается определение юридической ответственности, заведомо неверное, состоящее из признаков уголовной, гражданской, административной и дисциплинарной ответственности. Оно помещено в центре доски (на отдельной доске). Команды забирают «свои» части, соответствующие заданным им видам ответственности, размещают их на своем игровом поле (стена, доска) и достраивают мелом недостающие детали. (Также различные виды договоров в Гражданском кодексе.) Такие задания можно использовать в КВН, при проведении правовой олимпиады, интеллектуального марафона.

«Летает — не летает» (вариант известной детской игры). Учитель называет слова, знание которых ему необходимо проверить, а также иные слова, не имеющие отношения к теме, и при каждом слове поднимает руки. Если названное слово относится к нужной группе («летает»), дети тоже поднимают руки, если нет — просто сидят. Поднятие рук можно заменить хлопками, топаньем, кашляньем, киванием ладошкой.

Шарады. Одна группа школьников после краткого совещания показывают «немую сценку» (пантомимическое групповое изображение), другая отгадывает, какой сюжет им загадали. Можно загадывать любую юридическую профессию, формы собственности (государственная, частная, муниципальная), виды договоров (купли-продажи, аренды), правоотношения (взаимные обязанности супругов, родителей и детей) — т. е. любые правовые ситуации. Не стоит показывать сцены из области уголовного и административного права, чтобы не фиксировать в памяти детей модели неправильного поведения.

«Контакт». Участники игры делятся на две команды. Первая втайне загадывает какое-либо понятие (например «дееспособность»), затем выбирает одного человека из второй команды и называет ему задуманное слово. Последний без слов, только жестами, мимикой, некоторыми условными знаками, которые будут выработаны во время игрового общения, должен «объяснить» своей команде замысел соперников.

«Странные рассказы»:

А) «Прерванный рассказ». Команды (обычно две) рассказывают историю на правовую тему, неожиданно прерывая ее на самом интересном месте: «И вдруг .», «И в эту самую минуту .». Задача соперников продолжить рассказ.

Б) «Рассказ наоборот». Педагог придумывает казус и говорит последние 1-2 фразы, например: «И тогда ей присудили 50 миллионов долларов .». Играющие дополняют рассказ по одной фразе в обратном порядке. Играть можно до завершения сюжета.

Сюжетно-ролевые игры

В основе сюжетно-ролевой игры может быть любая жизненная ситуация, которая носит правовой характер. Ее ведущим компонентом специалисты называют сюжет. Он может быть вымышленным или реальным. Участники игры распределяют между собой роли, «исполнение» которых предполагается в ее процессе. Не целесообразно превращать игру в спектакль, заставляя учеников лишь воспроизводить сценарий.

Учитель может быть организатором игры, имея право вносить исправления, пояснения в случае ошибок. Так закрепляется правильная модель поведения в процессе игры с помощью специальных приемов.

Ход игры продумывается заранее. Допускаются некоторые отклонения от тактики игры. Педагог может сам выполнять определенную роль.

Вот такие игры подобного вида предлагают И.Е. Уколова, И.Л. Друбачевская, А.П. Вакуленко, СИ Володина и А.М.Полиевктова: шаг за шагом». Группам школьников предлагаются темы, которые следует проиграть (при этом темы должны быть связаны между собой логическим путем): таким образом дети показывают несколько спектаклей, которые образуют (возможно, довольно неожиданным образом) единую пьесу-реконструкцию. Пример применения. Так можно воспроизводить различные стадии процесса: арбитражного, уголовного, гражданского. Например: «Пенсионер Иван Иванович Пузырьков защищает свое право на дачный участок. Местные власти захотели забрать его под предлогом отчуждения для строительства дороги за мизерную компенсацию в ценах пятилетней давности. Иван Иванович полагает, что это место просто понравилось кому-то из начальства и решает обратиться в суд». Каждая группа показывает свой этап в развитии этого дела:

— подачу искового заявления;

— суд первой инстанции;

— суд второй инстанции.

Или: «Бабушка оставила завещание в пользу племянницы, но ее дочь и внучка собираются оспаривать его». На любом этапе (от подачи иска до выступлений сторон в суде) может наступить мировое соглашение: это зависит от исполнителей ролей. Если удалось примириться уже на первом этапе, то вторая группа может показать, как могла бы развиваться ситуация дальше. Таким образом, здесь нет предопределенности, и это дает ребенку понять, что, конечно, правовой механизм един и конкретен, но есть обстоятельства дела и усилия сторон, которые позволяют в некоторых случаях менять внутреннее содержание этого механизма.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Материалы по педагогике:

Информатизация администрирования учебного процесса
Информатизация администрирования учебного процесса , суть которой заключается в том, что территориально распределенные учащиеся и преподаватели применяют в обучении также распределенные образовательные ресурсы (например, фонды электронных библиотек, автоматизированное лабораторное оборудование и др ...

Реформы высшей школы Франции в рамках Болонского процесса
Франция – страна, стоявшая непосредственно у истоков Болонского процесса. Появление этого процесса во многом связано с именем министра образования Франции Клода Аллегра (1997 – 2000). 21 июля 1997 г. он обратился к государственному советнику времен президентства Ф.Миттерана Жаку Аттали с письмом, в ...

Рисование «Знакомство с дымковскими игрушками
Рисование узоров» (Вариант «Красивая игрушка» - рисование по замыслу») Как мы уже писали выше, не зная истоков народного промысла своего народа трудно заложить в детей любовь к национальной культуре. Программное содержание Познакомить детей с народными дымковскими игрушками. Вызвать радость от расс ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru