Актуальность темы исследования связано с тем, что дальнейшая демократизация российского общества, формирование правового государства, закрепленные в Конституции Российской Федерации, требуют неотложных и эффективных мер по совершенствованию правового обучения и воспитания, организации юридического всеобуча, охватывающего все слои населения, и прежде всего учащуюся молодежь, по ее непрерывной правовой подготовке на протяжении всего периода обучения. Главная задача правового обучения учащейся молодежи заключается в мобилизации всего комплекса правового воспитания на формирование высокого правосознания и традиции уважения к законам.
На протяжении длительного периода правовое образование и воспитание рассматривались в стране в совокупности с гражданским образованием, переходя иногда в синонимичные понятия. Основным предназначением гражданско-правового образования было изучение основ конституционного устройства государства. Правовое образование и воспитание, таким образом, не рассматривалось учеными как отдельное звено общеобразовательного педагогического процесса. В 1970-1980-е годы заметно активизировалось внимание к правовому образованию и воспитанию. Обращение ученых и практиков было связано с принятием Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в 1989 году Конвенции о правах ребенка и ее ратификацией Россией в 1990 году.
Тенденция усиления внимания к правовому воспитанию и образованию молодежи характерна для всех развитых стран.
В Конвенции о правах ребенка изложены следующие цели образования:
- воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций;
- воспитание у ребенка уважения к родителям, к культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;
- подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения.
Исходя из данных целей образования, можно отметить немалую роль преподавателя права в их достижении. В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования в российских школах является модернизация и развитие правового образования.
В середине 1990-х годов в современной науке появились исследования, направленные на повышение уровня правовой подготовленности учащихся, защиту их прав в соответствии со статьями Конвенции о правах ребенка. Так, особенности методики преподавания права в общеобразовательной школе и формирование правовых ориентации современных школьников в процессе обучения рассмотрены в работах Н.Г. Суворова, С.А. Морозова, Н.И. Элиасберга; концептуальные основы процесса обучения прву в школе изложены в работе К.Н. Поливанова, Б.И. Хасан, В.В. Спасской; проблемам преемственности в изучении права в школе, колледже и вузе посвящено исследование Н.В. Судденкова. Во всех этих работах рассматриваются проблемы, связанные с целями, задачами, структурой и содержанием правового образования в школе. Вопросы, относящиеся к компетентности и личностным качествам учителя права в современной школе в научной литературе совсем не рассматриваются или рассматриваются фрагментарно.
Объектом нашего исследования выступает процесс правового образования в современной школе.
Предмет исследования – профессиональная деятельность и качество учителя права в современной школе.
Цель исследования – изучить задачи правового образования в современной школе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть состояние и проблемы правового образования в школах России.
2. Охарактеризовать цели и структуру правового образования в школе и деятельность учителя права по их реализации.
3. Рассмотреть содержание деятельности учителя права, его личностные и профессиональные качества учителя права в школе.
Для решения поставленных цели и задач использовались следующие методы исследования: анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической, научно-методической и учебной литературы с целью изучения состояния исследуемой проблемы; изучение нормативно-правовых документов; наблюдение за деятельностью педагогов.
Материалы по педагогике:
Личностной
подход во время воспитания
Можно ли отбросить философские характеристики жизни в работе с детьми? Безусловно, можно. Мы не вправе принудить педагога, если его не готовили в педвузе к воспитанию, возвыситься на такой уровень, тогда следует признать, что работа с детьми превращается в пустое дело «по поводу» (собрались по пово ...
Компоненты предметной области электронного практикума для дисциплины
«Операционные системы среды и оболочки»
Современный электронный учебник (ЭУ) – учебное электронное издание, содержащее системное и полное изложение учебного предмета или его части в соответствии с программой, поддерживающее все звенья дидактического цикла процесса обучения, являющееся важным компонентом индивидуализированной активно-деят ...
Роль взрослого в формировании у дошкольников гуманных чувств
Формирование гуманного отношения к людям и природе начинается с раннего возраста. Главное направление в методике - проявлять по отношению к ребенку любовь, ласку, чаще употреблять ласковые слова, поглаживание, хвалить малыша за каждое проявление доброжелательности к людям (улыбнулся, отдал игрушку) ...