Видовые методы занятий носят целенаправленный характер и соответствуют определенным видам занятий, большинство из них включают семинары.
Семинар - это:
• «вид учебных занятий, обсуждение учащимися под руководством преподавателя подготовленных ими сообщений и докладов»;
• «форма учебного процесса, построенная на самостоятельном изучении учащимися по заданию руководителя отдельных вопросов, проблем, тем с последующим оформлением материала в виде доклада, реферата и его совместного обсуждения».
Считается, что настоящие семинары начали проводиться в Московском университете со второй половины XIX века, у историков их проводил В. Н. Герье. Семинарский метод обучения он рассматривал как основную и самую действенную форму приобщения студентов к использованию хрестоматийных источников и исторической литературы на научной основе. До сих пор чаще всего используется лишь вопросно-ответная форма семинара и реже -обсуждение рефератов.
Вопросно-ответные семинары значительно легче вести учителю, учащимся готовиться к ним тоже достаточно просто. Но эти лёгкость и простота сказываются на качестве изучения истории: оно не всегда отвечает потребностям исторического образования. Метод вопросно-ответного семинара в меньшей мере направлен на осмысление, в большей - на заучивание учебного материала, так как здесь практически превалирует повторение материала лекции и учебника.
При переходе к разнообразным формам семинарских занятий учителю необходимо осознать трудности, которые встретятся на его пути. Прежде всего, самому учителю надо преодолеть тягу только к вопросно-ответным семинарам и семинарам с обсуждением рефератов. Ему надо быть готовым к препятствиям освоения других, более сложных, но и гораздо более продуктивных методов семинарских занятий. Неудачи и промахи на первых порах не должны служить поводом к отторжению новых методов как непригодных к использованию.
Среди наиболее эффективных форм проведения семинара предлагается семинар с элементами дискуссии. Современный семинар не может обходиться без дискуссии.
Некоторым учителям кажется, что в этом методе нет ничего необычного, ведь сейчас дискутируют все. Однако анализ семинаров-дискуссий показывает, что нередко содержание таких занятий заключается в известном, но несколько перефразированном выражении: «Много шума и . ничего».
В переводе с греческого, дискуссия - это рассмотрение, исследование. В русском языке термин имеет несколько определений:
• «публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы»;
• «устная (реже письменная) форма организации публичной речи, в процессе которой сталкиваются различные, как правило, противоположные точки зрения».
Тип дискуссии зависит от целей, определенных учителем на конкретное занятие.
Императивный тип дискуссии (требующий безусловного согласия), в условиях которой участники семинара приходят к общей позиции, общей точке зрения на предмет обсуждения.
Данный тип дискуссии оценивается как результативный: от нескольких точек зрения участники семинара подошли к одной; единая точка зрения аргументировано и обстоятельно доказана всеми учащимися и понята ими.
Конфронтационный тип дискуссии (столкновение мнений), в процессе которой участники семинара не приходят к единой точке зрения, занимая противоположные позиции. Он получил название «ничейный» поскольку участники семинара (микрогруппы из участников семинара) остались каждый при своём мнении.
Материалы по педагогике:
Формирование словесной памяти глухих детей в
процессе овладения словесной речью
Память глухих детей изучалась целым рядом исследователей (Р.М. Боркис, И.М. Соловьёв и др.), и было установлено немало фактов, позволяющих видеть общие закономерности развития памяти детей, глухих и слышащих, а также специфические особенности в развитии памяти глухих. Остановимся отдельно на характ ...
Понятие формы обучения
Деятельность учащихся по усвоению содержания образования осуществляется в разнообразных формах обучения, характер которых обусловлен различными факторами: целями и задачами обучения; количество учащихся, охваченных обучением; особенностями отдельных учебных процессов; местом и временем учебной рабо ...
Методика организации психологических тренингов для формирования личностных
качеств учащихся
Тренинг – интенсивный курс обучения, сочетающий краткие теоретические семинары и практическую обработку навыков за короткий срок. До принятия ЕГЭ традиционные выпускные экзамены считались своего рода репетицией вступительных экзаменов, что в значительной мере способствовало снижению тревоги при пос ...