BriefEducation
Образование: теория и практика » Личность и профессиональная компетентность учителя права современной российской школы » Традиционные и инновационные технологии правового обучения

Традиционные и инновационные технологии правового обучения

Страница 4

К системе инноваций можно отнести введение медиации в систему правового обучения. Ученикам предлагается разрешать правовые конфликты (решать задачи) мирным путем с участием нейтрального посредника-медиатора. Так ученики осознают важную миссию права — помогать людям, обеспечивать их спокойствие, благополучие, порядок. Вот вариант проведения медиации на уроке:

«Класс делится на три группы. Первой и второй группе учитель предлагает познакомиться с информацией правового конфликта. Пусть она будет письменно изложена на карточках. Группа №1 защищает интересы одной стороны, группа №2 рассказывает о случившемся со своей точки зрения. После 5-минутного обсуждения конфликта задачи представитель каждой группы выступает и защищает свою сторону.

Группа №5 медиаторы. Их задача примерить стороны, доказать выгодность компромиссного решения проблемы с учетом взаимных интересов сторон.

Этапы работы (эту памятку можно вывесить на доске):

1. Выступление сторон.

2. Прояснение интересов сторон. Медиатор задает ученикам группы №1 и №2 вопросы типа: «А зачем вы это сделали .», обращая внимание сторон на то, что в произошедшем не было злого умысла.

3. Формулирование повестки дня. Медиатор говорит о том, по каким вопросам следует достичь компромисса.

4. Выдвижение предложений. Каждый может предложить вариант решения проблемы.

5. Выбор решения. Формулирование соглашения.

6. Выполнение соглашения.

Со времен античности игре придавали важное значение, включая ее в культовые праздники. Во время игр свободные граждане не работали. Игры сопровождались процессиями, спортивными, музыкальными состязаниями, сценическими представлениями. Они вызывали интерес, а посредством их процесс познания окружающей действительности превращался в «некое удовольствие».

В правовом обучении используются различные игры, которые становятся элементом урока (речь идет об игровых ситуациях) либо его формой (урок-игра). Дидактическая игра — это творческая деятельность детей, которая имеет педагогическую направленность и взаимосвязь с другими видами учебной работы школьников, «где обучающее воздействие оказывает дидактический материал, игровые действия направляют активность учащихся в определенное русло учебного процесса, а игровые приемы и ситуации выступают как средство стимулирования учащихся к учебной работе».

Новые знания и умения приобретаются в ходе игры непроизвольно. Игра связана с импровизацией.

Вот некоторые правила проведения уроков в форме игры по праву:

1. Ученикам следует четко, доходчиво объяснить правила игры.

2. Нельзя увлекаться формальной стороной игры, необходимо сосредоточиться на ее содержании.

3. Игра должна быть четко продумана и организована (цель, задачи, методы, результат).

4. Нельзя проводить из урока в урок по праву игры, не обобщая правового материала. Доминирование игр в области правового обучения так же вредно, как и их отсутствие.

5. В игру следует вовлекать всех учеников.

6. Каждая игра по завершении должна быть обсуждена, проанализирована.

7. В процессе игры дети должны усвоить не только важный юридический материал, но и отработать необходимые умения применять теоретические правовые знания в конкретных ситуациях.

8. Нецелесообразно проводить игры в форме суда по произведениям литературы, сказок и проч. Это может привести к неверным трактовкам деятельности героев и проч.

9. Игра должна носить добровольный характер, творческий, и не превращаться в спектакль, где герои действуют по заранее подготовленному сценарию.

В игре школьники принимают самостоятельное решение, при этом развиваются их творческие способности.

Правовые учебные игры специалисты предлагают разделить на:

1. Дидактические игры и игровые элементы.

2. Имитационные игры.

3. Сюжетно-ролевые игры.

4. Деловые игры.

5. Иллюстративные игры.

В основу классификации положено понимание того, на что направлена деятельность ребенка, что является предметом и движущей силой игры, насколько жестко определены ее правила и ожидаемый результат, наконец, какое количество времени будет затрачено на каждую игру.

Рассмотрим особенности некоторых игр, которые можно использовать в процессе обучения праву.

Дидактические игры

Дидактические игры в обучении праву представляют собой искусственное моделирование определенных жизненных ситуаций, которое носит интеллектуальный, познавательный характер. Правила такой игры подробно объясняются всем ученикам. Специалисты считают, что они похожи на соревнование. Обучаемый должен быстро дать верный ответ на предложенный вопрос, решить правовую задачу творческого характера с опорой на тот багаж знаний, которым он обладает. Методисты рекомендуют проводить такие игры в начале изучения новой темы или для закрепления ранее изученного правового материала. Для этого отводится немного времени. Учитель права должен организовать такую игру с учетом уровня подготовленности класса. В том случае, когда игры не проводились, следует объяснить ученикам правила поведения (соблюдение дисциплины, уважение других). В процессе игры нельзя менять правила. Учитель, разрабатывая игру при подготовке к уроку, должен учитывать возрастные особенности класса.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Материалы по педагогике:

Виды заикания, причины возникновения
Заикание является одним из наиболее сложных и длительно протекающих речевых нарушений. В соответствии с определением, приведенным в заикание - это нарушение темпа, ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Беляева Л. И и Дьякова Е. А, отмечают, что внешнее ...

Воспитание физических качеств методом круговой тренировки
Физические упражнения относятся к произвольным движениям, в основе которых лежат рефлекторные механизмы. И. М. Сеченов рассматривал произвольные движения как заученные, сознательные и подчиненные воле человека, возникающие под влиянием условий жизни и воспитания. И. П. Павлов указывал, что произвол ...

Содействие улучшению физического развития и двигательной подготовленности учащихся, овладение навыками самостоятельных занятий физической культурой
Содействие улучшению физического развития и двигательной подготовленности учащихся очень важно. Ведь, овладевая необходимыми умениями и навыками учащиеся приспосабливаются к дальнейшей жизни, способны избежать травм и др. Самым лучшим средством для этого является физическое упражнение. Школьникам н ...

Разделы

© 2025 Copyright www.briefeducation.ru