BriefEducation
Образование: теория и практика » Способы контроля, проверки и оценивания знаний, умений и навыков по курсу "Трудовое обучение" в 1-ом классе » Организация и условия оценивания ЗУН первоклассников по курсу «Трудовое обучение», не вызывающие психологической напряжённости у учащихся

Организация и условия оценивания ЗУН первоклассников по курсу «Трудовое обучение», не вызывающие психологической напряжённости у учащихся

Страница 1

Оценивание – это процесс сравнения уровня владения знаниями, умениями, навыками, достигнутого учащимся, с эталонными представлениями, описанными в учебной программе. Однако следует помнить, что нельзя оценивать «чистые» знания, имеющиеся у ребёнка, в отрыве от его усилий, от содержания учебной деятельности, так как в этом случае оценочный компонент выносится из целостной структуры учебной деятельности. При несоблюдении этого же условия ученик привыкает получать готовое суждение учителя о результате деятельности без анализа её хода, находится полностью в зависимом положении от учителя и лишается самостоятельности в своей учебной деятельности.

На современном этапе развития начальной школы, когда приоритетной целью обучения является развитие личности школьника, определяются следующие параметры оценочной деятельности учителя:

качество усвоения предметных знаний, умений, навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования;

степень сформированности учебной деятельности младшего школьника (коммуникативной, трудовой, художественной);

степень развития основных качеств умственной деятельности (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу);

уровень развития познавательной активности, интересов и отношения к учебной деятельности; степень прилежания и старания.

Первый параметр (но только не в первом классе) оценивается отметкой за результат обучения, остальные - словесными суждениями (характеристиками ученика). Следует обратить особое внимание на необходимость усиления роли постоянных наблюдений за уровнем познавательных интересов и самостоятельностью учащегося.

Требования к оцениванию: необходимо учитывать психологические особенности ребенка младшего школьного возраста (неумение объективно оценить результаты своей деятельности, слабый контроль и самоконтроль, неадекватность принятия оценки учителя и др.). Любая проверка знаний должна определяться характером и объемом ранее изученного материала и уровнем общего развития учащихся.

Любая оценка осуществляется по определённому критерию, соответствующему образцу. При простом объявлении отметки ребёнку, начиная с 1-ого класса, ребёнок не будет знать ни критериев отметки, ни истинного её значения. В этом случае критерии и значение отметки ребёнку будут объяснять родители так, как они сами это понимают. Родители также не будут знать истинного значения, вкладываемого учителем в отметку. Поэтому необходимо показать процесс оценивания и его результат учащемуся по известным ему и строго определённым критериям оценки и отметки. Также следует доводить до сведения родителей точное состояние учебной деятельности их детей с целью усиления контроля и оказания помощи младшему школьнику в его учебной работе, поэтому, если учитель использует отметки-баллы, то родителям необходимо знать точные критерии оценивания. При этом критерии оценки, сообщаемые ученикам, не должны расходиться с критериями, сообщаемыми родителям, и тем более критерии для учеников и родителей не должны отличаться от критериев, используемых учителем при оценивании. Для достижения понимания критериев оценки учащимися возможно включение учащихся в оценочную деятельность, обучение их умению оценивать свою работу и работу одноклассников, совместная выработка критериев оценки и развитие самоконтроля у детей. Для выработки критериев можно подключить родителей, тогда будут выведены общие и понятные всем критерии.

Однако для оказания необходимой помощи недостаточно только отметки, так как по одной отметке родитель не сможет определить трудностей ребёнка, поэтому учителю необходимо использовать другие средства.

Многие преподаватели придерживаются мнения, что ученики по интересующим их предметам всегда имеют более высокую успеваемость, чем по предметам «неинтересным». Во многих случаях это мнение оказывается несправедливым. Объясняется это тем, что успеваемость - внешний показатель по отношению к тому содержанию, к тем мотивам и потребностям, которые побуждают школьников учиться и реализуются в учении. Например, по предмету, очень интересующему ученика, он может иметь низкую успеваемость из-за конфликтов с учителем и, наоборот, по «неинтересному» предмету ученик может иметь высокую успеваемость, так как его успехи в этой области контролируются родителями. Поэтому важно показать ученику не конечный результат его работы – отметку, а заинтересовать ребёнка процессом работы и показать ему то, чему он научился.

Обязательным условием оценивания является объективность. Личное отношение учителя к школьнику не должно отражаться на оценке. Это особенно важно потому, что нередко педагог делит детей на отличников, хорошистов, троечников и, невзирая на конкретный результат работы, ставит отметку в соответствии с этим делением: отличнику - завышает, а троечнику – занижает. Объективность и обоснованность оценки и отметки возможна:

1.При учёте всех характеристик ЗУН, предусмотренных целью обучения и требующие контроля.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Понятие о сказке
"Сказки – не только радость творчества, но и орудие в борьбе за существование… сказка давала и дает лишний пай в артели, лишний стакан водки в "беседе", ночлег и ужин. Сказкой же какой-нибудь скиталец-бедняк завоевал право на временное внимание и уважение". М.К. Азадовский Слово ...

Результаты анкетирования родителей и педагогов
На III этапе исследования мы провели анкетирование родителей и педагогов. Анкетирование родителей Цель исследования: выяснить, какие пути и средства используют родители в семье для объяснения детям устаревшей лексики. Контингент: для реализации поставленной цели мы провели анкетирование 20 родителе ...

Распределение полномочий по уровням власти. Децентрализация
Помимо различных министерских структур, определенными полномочиями в сфере образования обладают региональные, департаментские и муниципальные органы власти. Это связано и с историческим прошлым Франции, когда местные власти на собственные средства создавали и содержали учебные заведения, и с объект ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru