Конечно, оптимальным вариантом было бы сочетание интегративных и модульных курсов, в чем-то дополняющих друг друга. В этом случае учитель имел бы возможность выбрать то, что он считает наилучшим с точки зрения реальных возможностей региона, школы, уровня подготовленности класса, целей образования, как он их сам видит и понимает. Сегодня, с этим классом, он изучал бы интегративный курс "Обществоведение", а завтра, с другим (или с этим же, но продвинувшемся в учебных результатах), - более углубленно тот или иной модуль.
Если говорить о праве, то в нынешних социально-экономических условиях знание его приобретает все более ощутимую жизненную значимость. Россияне приходят к пониманию того, что, кроме законов, у них нет и не будет в меняющемся обществе средств защитить свои права и законные интересы. А задача образования - снабдить молодое поколение теми знаниями, которые помогут ему не пропасть в нынешней непростой жизни.
Проект Российского фонда правовых реформ "Правовое образование в школе" действует с июля 1997 года. Его появление вызвано пониманием возрастающей роли закона в условиях рыночной экономики и соответственно необходимостью более широкого правового образования учащихся старших классов российских средних учебных заведений. Цель проекта - создание образовательной программы по праву для 7-11 классов и обеспечение условий для ее широкого внедрения в общеобразовательных школах. В рамках проекта подготовлены, выпущены и апробированы учебно-методический комплект по "Основам правовых знаний" для учащихся 7, 8-9 и 10-11 классов, учебные видеофильмы, проведена переподготовка учителей к преподаванию права, разработаны соответствующие методические пособия. Подобный комплексный проект правового образования для школьников осуществляется впервые и не имеет аналогов.
Принципиальное отличие концепции проекта "Правовое образование в школе" состоит в том, что впервые право входит в школу не фрагментарно или в форме рассказов, а как полноценный общеобразовательный предмет. Создаваемые в рамках проекта учебно-методические материалы ориентированы на раскрытие общих принципов права и функционирования правовых институтов, широкого контекста, способствующего пониманию того, что мы живем в правовом поле. Наряду с этим из всего массива правовых знаний выделяются знания, связанные преимущественно с экономикой, конкретными ситуациями экономической жизни. Очевидно, что знание правовых норм само по себе не может определить правомерность поведения, это лишь шаг к формированию правосознания. Чем раньше начинается процесс формирования правосознания, тем больше шансов, что возникнет общество, которое не допустит нарушения закона, в котором нормы права станут основанием поведения, а не условием действия.
Проект, безусловно, не может претендовать на то, чтобы переломить тенденции, предопределяемые условиями экономической жизни. Его цель - ввести учащихся общеобразовательных школ в правовое пространство, сформировать мотивационную готовность к изучению права. Школьники должны прийти к пониманию роли закона в обществе, уважению прав других членов общества, выработать навыки использования правовой информации, а также навыки обращения к квалифицированной юридической помощи.
В юриспруденции, как и в математике, очень важна конкретная форма представления понятий. Право - это во многом форма, но форма, зачастую затрудняющая процесс понимания. Поэтому основной задачей при написании учебных пособий было найти баланс между правовой терминологией, правовой формой и доступностью правового содержания, соединить педагогику, методику и юриспруденцию, ведь конечная цель учебного курса - не обучение юристов, а воспитание граждан и формирование у них потребности в изучении права. Иными словами, сделана попытка в преподавании основ правовых знаний в старших классах перенести акцент с лекционных методов изложения материала на живое обсуждение тем. Разнообразие предлагаемых проектом РФПР учебно-методических пособий дает учителям широкое поле возможностей выбора методов и средств представления правовой информации, организации усвоения этих сведений.
Интересно, что к созданию материалов проекта самое непосредственное отношение имели не только известные ученые-правоведы и педагоги (авторский коллектив учебника для 8-9 классов насчитывает 14 человек), но также учителя и ученики. Не случайно все учебные материалы начинаются с благодарности учителям (названы 58 имен), оказавшим неоценимую помощь в подготовке учебников и методик. Дело в том, что практически параллельно в течение двух лет проходили три творческих процесса. Группа ведущих юристов и методистов разрабатывала концепции, программы и учебники по праву для основной и полной средней школы. Одновременно проводилось обучение учителей для работы по материалам проекта (прошли два десятидневных семинара). И, наконец, в 45 пилотных школах шла "обкатка" программ и учебников, осуществлялась обратная связь с детьми и педагогами, по ходу которой в материалы вносились изменения и уточнения.
Материалы по педагогике:
Развитие творческого потенциала слабослышащих школьников на
музыкально-ритмических занятиях
Музыка, сопутствуя человеку с первых дней и на протяжении всей его жизни, оказывает огромное влияние на духовное развитие. Музыкальные произведения передают динамику эмоционально-психологических состояний: смену чувств, настроений, переживаний. Музыка может изображать конкретные явления окружающей ...
Историография
Поставленная в настоящей работе проблема изучена в отечественной историографии недостаточно. Это связано с тем, что реформы высшей школы Франции в рамках Болонского процесса в настоящее время только разворачиваются, и они еще не успели стать объектом внимания исследователей. Собственно говоря, вним ...
Более подробно о Сибирском крае
Население довоенного Колпашева – охотники - промысловики на белку, соболя, колонка, боровую и водоплавающую дичь, охотники-медвежатники, рыбаки; белку бьют в глаз, медведя поднимают из берлоги. Руку нужно иметь твёрдую, меткую. Это про одного такого охотника написал В.Высоцкий в своём стихотворении ...