В предыдущей главе исследования удалось выявить, что для успешного развития умения обобщать младший школьник должен уметь:
· выделять признаки объектов;
· отделять существенные признаки от несущественных;
· правильно выполнять обобщение и объяснять, как оно выполнено;
· выделять операции, входящие в прием, и раскрывать их последовательность.
Цель:
проверить
определить уровень сформированности умения обобщать у младших школьников.
Материал
: диагностические методики.
Констатирующая часть проходила в 2 этапа:
· проведение диагностики;
· обработка результатов.
Проведение диагностирующих методик проходило во Второй Санкт-Петербургской гимназии в 3 «А» классе. Классный руководитель Иванова Лариса Николаевна. В эксперименте приняло участие 27 учеников данного класса.
Критерии уровней развития обобщения по П. Я. Гальперину:
1. Низкий уровень:
· Не выделяет признаки объектов;
· Не отделяет существенные признаки от несущественных;
· Не может объяснить, как выполнено обобщение;
· Не выделяет операций, входящих в прием.
2. Средний уровень:
· Выделяет не все признаки объектов;
· Выделяет не все существенные признаки;
· С трудом объясняет, как выполнено обобщение;
· Выполняет обобщение не всегда правильно или недостаточно самостоятельно.
3. Высокий уровень:
· Выделяет все признаки объектов;
· Отделяет существенные признаки от несущественных;
· Правильно выполнит обобщение;
· Раскрывает последовательность операций, входящих в прием.
Результаты проведенных методик:
Таблица с обработанными результаты диагностики «Четвертый лишний» в приложении 1.
Обработка 1 теста «Четвертый лишний» показала следующие результаты:
по инструкции максимальное количество баллов за этот тест – 18. Градация уровней обобщения данного теста показала, что высокий уровень способности к обобщению наблюдается у 5 учеников, что соответствует 18,5% численности класса, средний уровень показали 19 учеников, что соответствует 70, 3 %. Низкий уровень у 3 учеников или 11, 1% учащихся. Средний уровень способности к обобщению составил 12,3 балла, что соответствуют 68, 3 % от максимального уровня, это больше ½, но все-таки не является соответствующим показателем для потенциала данного класса.
Обработка теста №2 «Обобщения-2009» показали следующие результаты:
В этом тесте определялся уровень обобщения и понятийного мышления. Результаты показали, что высоким уровнем операции обобщения овладело 13 учеников класса, что составляет большинство, а именно 48, 1% от всех учеников класса. Средний уровень у 12 учеников или 44, 4%. Низкий уровень у 2 учеников класса, что составляет 7, 4 % учеников. Средний балл в классе составляет 18, 3 или 61 %, что является хорошим результатом. В принципе можно судить. Что основная масса учеников справилась с заданием определения обобщающего понятия для группы слов.
Результаты заключительной диагностики ШТУР показали уровень сформированности различных операций логического мышления (таблица с обработанными результатами диагностики ШТУР в приложении 3). Как говорилось в 1 главе, формирование обобщения взаимосвязано с другими мыслительными операциями, поэтому результаты данного теста нам также важны.
Нормой для данного теста был показатель свыше 10, 5 балла – такой результат удалось показать 21 ученику в классе, что составляет 77, 7 % от общего числа учащихся в классе, причем 1 ученик показал высокий уровень сформированности логических операций – 25 баллов – этот результат уступает 1 балл максимальному результату за этот тест. Не удалось превысить планку в 10, 5 баллов 6 ученикам, что составляет 22, 2 % от общего количества учеников в классе. Данным ученикам тяжело дались задание на составление аналогий и осведомленность. Констатируя средний результат по классу, нужно отметить, что он составил 18, 3 балла, что намного превосходит результат, достаточный для определения нормы в данном возрасте – 10, 5 б.
Проанализировав результаты констатирующего этапа, можно судить о том, что гипотеза подтвердилась: учитывая высокий уровень подготовки школьников, обучающихся в гимназии, мы предположили, что уровень овладения умением обобщать у школьников находится на среднем уровне, но не исключено, что проведение данных диагностик на испытуемых средней школы покажет результат ниже.
Материалы по педагогике:
Основы формирования речевых навыков и умений аудирования
Термин «аудирование» («Listening comprehension», «Hörverstehen», «Compréhension orale» – в зарубежной методике) был введен в отечественную методику не так давно и означает процесс восприятия и понимания речи на слух. Аудирование – единственный вид речевой деятельности, при котором от ли ...
Понятие «эвристика» и «эвристический метод»
Эвристика может пониматься как: · научно-прикладная дисциплина, изучающая творческую деятельность (в то же время следует признать, что основателей теории и общепринятых основных положений не существует); · приемы решения проблемных (творческих, нестандартных, креативных) задач в условиях неопределе ...
Подготовка к военной службе как педагогическая проблема
В отечественной педагогике и психологии накоплен богатый опыт в области теории профессионального самоопределения, который во многом опередил современные подходы к проблеме подготовке современной молодежи к прохождению военной службы. Особенностью всех этих исследований является все более усиливающе ...