"полба - ассоциация с пищей" - каша, суп молочный;
"лихо - ассоциация со злой мачехой".
4. Опора на жизненный опыт.
Например:
"мочи нет - сухо в горле, хочется побыстрей попить";
"толоконный лоб - поп носит крестик; ничего не хотел делать и балдел".
5. Опора на контекст.
Например:
Неверное понимание слова:
"оброк - мешок с богатством, золотом;
"вареная полба - суп молочный, каша гречневая".
Верное понимание слова:
"ведомо - знал";
"хоромы - дом".
6. Использование слов одной лексико-семантической группы.
Например:
"шлем - шапка";
"холсты - ткань, полотно";
"полба - каша";
"кольчуга - одежда".
7. Опора на основной и второстепенный семантический компонент толкования слова в словаре.
Например:
"палица - дубина";
"мочи нет - сил нет";
"бранить - обзывать";
"мочи нет - нет терпения сделать что-либо".
8. Опора на наглядность без которой почти невозможно ребенку объяснить значение многих устаревших слов, обозначающих более отдаленные от детей явления, предметы, действия в силу того, что они использовались в иные исторические времена.
Например:
"холсты - грубая льняная ткань, толстое полотно";
"хоромы - большой дом, имеет много комнат, предназначен для богатых людей".
9. Замена устаревшего слова современным словом, добавляя описательные эпитеты.
Например:
"пир - праздник";
"шлем - железная каска";
"хоромы - большой красивый дом".
10. Замена устаревшего слова антонимом дает неправильное толкование.
Например:
"чудо - очень красиво и неожиданно, не оторвать глаз".
11. Замена устаревшего слова синонимичными словами, при этом значение слова дети толкуют правильно.
Например:
"бранят - обзывают";
"не тужи - не грусти, не плачь, не расстраивайся".
12. При толковании устаревшего слова используют еще одно устаревшее слово.
Например:
"хоромы - палаты, царский, и дом, где царь живет".
13. При толковании слова дают современную дополнительную информацию.
Например:
"шлем - это, чтобы при битве микробы в голову не попали".
14. Сужение или расширение границ значений слов, их применение детьми, при этом происходит замена глагола активного действия другим глаголом, тоже действия или состояния человека, добавление описания действию, которое будет произведено (в расширенном значении).
Например:
"корячиться - прячется, чтобы его не нашли; нагибается и идет потихоньку";
"колчан - сумка для хранения не только стрел, но и ножей, мечей для боя".
Сужение значения устаревшего слова идет за счет, например, добавления глагола действия - идти или конкретно определен материал, из которого сделан костюм - из металла.
Например:
Материалы по педагогике:
Анализ базовых условий
обучения. Выбор способов формирования базовых знаний
В учебной практике существует несколько традиционных методов формирования знаний и умений учащихся, которые я представлю в своей работе: · рассказ; · объяснение; · краткое напоминание. Для анализа базовых знаний учащихся я применил такой метод контроля знаний, как устный опрос, так как это один из ...
Система обучения Л.В. Занкова
Систему Л.В. Занкова нередко противопоставляют системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, что фиксируется даже в названиях систем: "Дидактическая система обучения Л.В. Занкова" и "Теория развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова". Имплицитно в названиях присутствует указ ...
Особенности строения и жизнедеятельности прокариотической клетки
Впервые серьёзное внимание на существенные отличия микроорганизмов от растений и животных обратил немецкий учёный Э. Геккель. Он предложил выделить все микроорганизмы в самостоятельное царство Протиста (Protista) наряду с царством растений (Plantae) и царством животных (Animalia). Подразделение про ...