Как известно, человеческое восприятие и мышление имеют вероятностную структуру, а поэтому с помощью теории вероятности удаётся более полно предвидеть, как будет протекать процесс усвоения учебного материала, заранее определяя необходимые управляющие воздействия на ход этого процесса. За последнее время контроль усвоения учебного материала при помощи тестов всё больше привлекает к себе внимание педагогов, в том числе преподавателей иностранных языков. Тест рассматривается как форма контрольно-тренировочного задания, предназначенного для определения уровня обученности и характеризующаяся следующими чертами:
1) простотой процедуры выполнения;
2) стандартностью структуры;
3) малой дозировкой учебного материала;
4) легкостью осуществления обратной связи;
5) возможностью непосредственной фиксации результатов;
6) квалиметрическими качествами (количественное выражение качества
выполнения задания).
Перечисленные характерные черты тестов делают их особенно пригодными для проведения как текущего, так и итогового контроля.
Существуют следующие требования, предъявляемые к разработке теста:
- краткость (не всякое задание подходит для теста);
- определенность по форме, содержанию и параметрам;
- свойства заданий должны соответствовать системе знаний;
- объективность;
- надежность.
Главным требованием методики составления теста является пригодность(соблюдение принципов адекватности теста характеру тестируемой речевойдеятельности). При составлении теста нужно обязательно учитывать общийхарактер текста (чаще всего используются повествовательные тексты, богатые фактическим материалом, деталями, существенными для понимания текста). Необходимо стремиться к тому, чтобы задания теста излагались ясно, просто, обеспечивали только однозначные ответы на них. Кроме того, задания должны быть посильными для учеников. И.А. Рапопорт справедливо подчеркивает что:
1. Объём тестовой основы должен быть таким, чтобы учащиеся смогли удержать в памяти прочитанное.
2. Текст должен быть законченным по содержанию отрывком.
3. Вопросы должны содержать изученный лексико-грамматический материал.
4. Каждое тестовое задание должно быть автономно.
Тест стимулирует интеллектуальную активность учащихся. Чтобы выбрать правильную альтернативу, учащиеся должны:
1) прочитать текст с общим охватом содержания;
2) осмыслить альтернативы;
3) соотнести каждую из них с содержанием текста;
4) принять нужную альтернативу.
Тест состоит, как правило, из 30 – 37 тестовых заданий – таких, чтобы их правильное выполнение занимало не более полутора часа.
Тесты могут состоять из тестовых заданий одинаковой степени сложности, однако, более желательно, чтобы тесты содержали задания различной сложности. В последнем случае тестовые задания обычно располагаются от простых к сложным. Учителю при составлении тестов следует учитывать все вышеназванные требования.
Проведение тестирования предполагает проведение определенной подготовительной организационной работы. Должны быть подготовлены и размножены соответствующие документы, а именно:
- инструкция о проведении тестирования;
- план теста;
- бланки ответов;
- матрица ответов;
- бланк для проверки тестов;
- протокол результатов тестирования.
Инструкция о проведении тестирования – документ, устанавливающий порядок и организацию тестирования, которые определяются используемой методикой, техническими и организационными средствами и запланированными способами обработки.
План теста – это таблица, в которой каждое тестовое задание соотносится с определенным элементом содержания учебного предмета, конкретным видом знаний и умений, позволяющим объективно судить об уровне подготовленности испытуемых. Указывается также планируемое время выполнения каждого тестового задания и всего теста в целом.
Бланк ответов – стандартный бланк для записи ответов на предложенные в тесте задания: тестируемый отмечает или записывает номера выбранных ответов или сами ответы в определенные позиции бланка.
Матрица ответов – прямоугольная таблица, в каждой позиции которой указываются ответы участника тестирования. Обычно номер строки соответствует номеру испытуемого, а номер столбца соответствует номеру задания теста.
Бланк для проверки тестов – официальная форма для отражения результатов тестирования.
Протокол результатов тестирования – официальный документ о результатах тестирования определенного контингента испытуемых с указанием тестового балла для каждого участника тестирования.
Основные этапы составления теста:
1. Для облегчения процедуры составления тестов учебный материал должен быть достаточно формализован, т.е. каждый раздел (тема) учебной дисциплины (дисциплин) необходимо представить в виде таких задач и вопросов, которые наиболее полно отображают содержание дисциплины (дисциплин). При этом важно выделить главные (проблемные) вопросы, не увлекаясь второстепенными.
Материалы по педагогике:
Общие вопросы методики обучения решению задач
Научить детей решать задачи – значит научить их устанавливать связи между данными и искомым и в соответствии с этим выбрать, а затем и выполнить арифметические действия. В начальных классах ведется работа над группами задач, решение которых основывается на одних и тех же связях между данными и иско ...
Констатирующий эксперимент. Диагностика уровня умения обобщать у младших
школьников
В предыдущей главе исследования удалось выявить, что для успешного развития умения обобщать младший школьник должен уметь: · выделять признаки объектов; · отделять существенные признаки от несущественных; · правильно выполнять обобщение и объяснять, как оно выполнено; · выделять операции, входящие ...
Содержание обучения английскому языку как второму иностранному
В настоящее время данные физиологии и психологии позволяют сделать достаточно аргументированный вывод о том, что овладение вторым языком – это не просто накапливание языкового материала в результате подбора лексических единиц, ситуаций и усвоения грамматических форм и структур, а перестройка речевы ...