Проанализируем таблицу 5 и рассмотрим, на что дети опирались при толковании слов:
кольчуга: получено 5 ответов, из них все 5 детей (Маша К.6.8., Оля Е.6.0., Саша К.6.4., Егор С.6.1., Сережа С.6.7.) с одной стороны понимают, что кольчуга - это одежда и используют при толковании слова одну лексико-семантическую группу, а с другой стороны, у 4 детей (Оля Е.6.0., Саша К.6.4., Маша К.6.8., Сережа С.6.7.) значение слова кольчуга в языковом сознании сужено - слово понимается как костюм для богатырей, при чем уточняется, что он из металла или железа;
1 ребенок (Егор С.6.1.) при толковании расширяет значение слова и дает характеристику кольчуге: защищает и колется, можно предположить, что ребенок имеет ввиду металлические кольца, из которых сделана кольчуга.
То есть, все дети понимают значение данного слова при опоре на наглядность.
шлем: получено 5 ответов, из них все 5 детей понимают значение этого слова, кроме того, 1 ребенок (Маша К.6.8.) дает при толковании слова шлем современную дополнительную информацию: чтобы при битве не попали микробы в голову; 3 ребенка (Оля Е.6.0., Саша К.6.4., Сережа С.6.7.) при толковании опираются на слова одной лексико-семантической группы - шапка, и расширяют значение слова; 1 ребенок (Егор С.6.1.) слово шлем заменяет современным словом каска.
То есть, при опоре на наглядность все дети дают правильное толкование устаревшему слову шлем.
палица: получено 5 ответов, из них 4 ребенка (Маша К.6.8., Саша К.6.4., Егор С.6.1., Сережа С.6.7.) опираются на созвучие палица - палка, кроме того, на слова одной лексико-семантической группа - палка, и еще пытаются добавить, пояснить назначение палицы, расширяя ее значение: палка, которой бьют того, кто захочет завладеть нашей землей; убивают врага, плохого человека; 1 ребенок (Оля Е.6.0.) опирается на основной семантический компонент толкования слова палица в словаре - дубина; кроме того 2 детей (Саша К.6.4., Егор С.6.1.) добавляют описание палицы: палка с колючками; на конце с шариком и колючками.
То есть, при опоре на наглядность все дети дают правильное толкование устаревшему слову палица.
колчан: получено 5 ответов, все 5 детей правильно понимают значение слова, опираются на основной семантический компонент толкования слова колчан в словаре - сумка, для стрел; кроме того, один ребенок (Маша К.6.8.) расширяет назначение колчана и определяет его для хранения оружия: и стрел, и мечей для боя.
богатырь: получено 5 ответов, все 5 детей хорошо знают и правильно толкуют значение слова по словарю богатырь - воин, но не называют это слово, а дают ему описательные эпитеты: сильный, смелый, умный, храбрый, честный человек; из них 2 ребенка (Оля Е.6.0., Сережа С.6.7.) расширяют значение слова богатырь, добавляя при этом его функцию - защищать землю и всех наших людей.
Проанализировав особенности толкования устаревших слов детьми, мы выяснили, что наглядность помогает детям понять значение слова. У детей присутствуют также как одинаковые, так и совершенно разные ответы (колчан - это сумка для ножей и стрел; сумка - футляр для стрел; мешочек на длинной веревке).
Материалы по педагогике:
Финансирование по уровням образования
Финансовое состояние начальной школы считается вполне благополучным. Во-первых, система финансирования на этом уровне образования давно отлажена. Во-вторых, начальная школа является не столь капиталоемким сектором, как средняя и тем более высшая школа – крупные расходы (в 2002 г. – 29,7 млрд. евро ...
Функции и основные направления деятельности детских учреждений культуры
Понятие «социально-культурный институт» в самом широком смысле относится к любому из государственных, образований (центров, комплексов, одно- или многопрофильных организаций, учреждений и т. п.), обладающих социальной значимостью, целенаправленностью, организованной структурой, достаточной временно ...
Проблемы правового образования в современной школе
Целью правового образования является формирование правовой культуры школьников. Н.И. Элиасберг считает, что "компонентами правовой культуры являются: систематизированные научные знания о праве, законодательстве Российской Федерации, о реально существующем в обществе правопорядке, мерах его укр ...