Проанализируем таблицу 1 и рассмотрим, на что дети опирались при толковании слов:
толоконный лоб: получено 5 ответов, из них двое детей
опираются на содержание сказки и жизненный опыт: крестик носит; не хотел работать и балдел;
1 ребенок (Сережа С.6.7.) при толковании слова устанавливает ассоциацию со сказочным персонажем - Циклопом: один глаз на лбу;
у 2-х детей (Лера Р.6.6., Маша К.6.8.) неправильное понимание слова, далекое от реального и объяснение его следующим образом: толоконный лоб - это злой человек; человек, которому лоб измазали толокном.
То есть, можно сделать вывод, что все дети неправильно толкуют данное устаревшее слово.
полба: получено 5 ответов, из них трое детей при толковании используют слова одной лексико-семантической группы - каша: каша рисовая, каша гречневая;
двое детей ассоциируют слово полба с пищей: рожки с котлетой; суп молочный с рисом.
Таким образом, при толковании слова все дети опираются на контекст и вареную полбу ассоциируют с любым первым или вторым блюдом.
тягаться: получено пять ответов, из них 1 ребенок не понимает значения слова (чтоб за ним ходил);
4 детей понимают силовой компонент, элемент соревновательности и опираются при толковании на него и на основной семантический компонент толкования слова в словаре - пытать силу: не догнать; не победить, не перегнать; соревноваться; это бой, когда не помириться.
То есть, в основном все дети понимают значение слова тягаться.
оброк: получено 5 ответов, из них все дети, опираясь на контекст сказки, понимают, что оброк представляет собой какую-то ценность: золото, богатство, деньги; кроме того, из них 2 детей при толковании слова опираются на созвучие для непроизводного слова: оброк - мешок.
То есть, дети не понимают значение слова оброк.
корячиться: получено 5 ответов, из них 4 детей глагол корячиться заменяют глаголом действия - нагибается, ползет, прячется, при этом 2 детей устаревшее слово при толковании используют в расширенном значении: прячется, чтобы не нашли его; нагибается и идет потихоньку;
1 ребенок глагол корячиться заменяет глаголом, обозначающим состояние человека во время страха - боится.
То есть, слово корячиться дети тоже толкуют неправильно
Проанализировали особенности толкования устаревших слов детьми и выяснили, что без наглядной опоры дети не могут дать правильное толкование многим словам, у детей присутствуют как одинаковые, так и совершенно разные ответы (оброк - это золото, золота целый мешок; богатство, деньги).
Вторая серия
Ход исследования аналогичный первой серии. Читали произведение А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане…". Выясняли, какое толкование дети дадут словам: пир, не тужи, дивятся (корабельщики), чудо, в свой удел (через море улетел).
Обработка данных 2-ой серии эксперимента
Полученные нами данные представлены в таблице 2.
Таблица 2
Толкование устаревших слов детьми в сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане"
Произведение |
Устаревшее слово |
Толкование по словарю |
Имена детей, участвующих в опросе | ||||
Оля Е. (6.0) |
Катя К. (6.1) |
Рома М. (6.6) |
Аня П. (6.0) |
Лера Ст. (6.4) | |||
А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане" |
В свой удел (через море улетел) |
Княжество, область, владения князя |
В свое царство улетел |
Домой полетел |
В свой город, откуда прилетел |
К своей маме улетел |
По своим делам полетел |
Чудо |
Всякое явление, которое мы не умеем объяснить |
Видят, что происходят такие чудеса, которых не бывает, они придуманы |
Это прелесть, невозможно оторвать от нее глаз |
Это то, что никогда, нигде, ни в мире, ни в городах никто не видел |
Это очень красиво |
Первый раз это увидели | |
(корабельщики) дивятся |
От слова "диво" - чудо, диковина, вещь или дело редкое, удивительное |
Чудеса видят |
Никогда не видели этого |
Очень красивый остров |
Первый раз такое увидели |
Удивляются | |
Не тужи |
Тужить, горевать, печалиться, жалеть |
Не плачь |
Не волнуйся, не болей |
Не пугайся, не дрожи |
Не грусти |
Не расстраивайся | |
Пир |
Многолюдное угощение, большой званный обед, ужин, иногда с музыкой, плясками и др. потехами |
Праздник, веселье, костюмы одевают |
Когда много вкусного на столе |
Концерт показывают, вино пьют, песни поют |
Песни поют |
К нему готовятся, все покупают, наряжаются, маски одевают |
Материалы по педагогике:
Опыт социально-педагогической
поддержки в г. Белгород
Опыт работы социальных педагогов в школах г. Белгорода показывает, что свою работу по социально-педагогической поддержке детей группы риска они строят на создании стройной системы документации по данной проблеме, в которую входят (по отдельным папкам): 1. Тексты административных документов по социа ...
Зарубежный опыт оценки квалификации профессорско-преподавательского состава
вуза
Можно проанализировать зарубежные подходы к оценке деятельности преподавателя. Американский преподаватель получает должность на основе своей квалификации, опыта преподавательской деятельности, службы, исследовательской работы и публикаций. В некоторых частных вузах деканы не избираются, а назначают ...
Финансирование системы образования в целом
В развитых странах мира финансирование системы образования традиционно являются важнейшим вопросом государственной политики. Расходы на сферу образования составляют приоритетную статью расходов национальных бюджетов, а экономика образования представляет важнейший сектор национальной экономики. И эт ...