Сложность работы с любыми источниками права – как международными, так и национальными - заключается в чрезвычайной бюрократичности и «тяжеловесности» языка этих документов. За текстом документа, который направлен на формирование или дополнение нормативной базы, не всегда прослеживается конкретный социальный подтекст, поэтому использование этих документов сопряжено с необходимостью постоянного сравнения их между собой и с другими видами источников: докладами государственных и международных органов и организаций, публикациями экспертов в области права и в области образования и др.
Также в работе использован один законопроект, а именно проект министра образования Франции Л.Ферри, появившийся в 2003 г. Этот документ обладал всеми присущими законам характеристиками за исключением одной: он не имел юридической силы. О содержании и судьбе законопроекта речь пойдет в третьей главе. Этот документ использован в работе как важный источник по истории реализации изучаемых реформ высшей школы.
II. Декларации и коммюнике. Объединение двух видов источников в одну группу связано с тем, что использованные в работе коммюнике фактически являются продолжением основных деклараций, лежащих в основе Болонского процесса, и по множеству параметров подобны декларациям. Также в эту группу отнесены Великая Хартия Университетов 1988 г. и программный документ 2003 г. крупнейшей студенческой организации Европы – Национальных студенческих союзов Европы (ESIB), которые также во многом сходны с декларациями.
Декларации представляют собой официальные провозглашения государствами, партиями, международными организациями общих принципов, целей и задач. Декларации не имеют строго определенной структуры. Однако чаще всего они состоят из торжественной части, где излагаются мотивы и цели совместного заявления, и содержательной части, посвященной определению задач, их конкретизации и установлению методов по их достижению. В работе использованы две декларации, принятые министрами образования и шесть деклараций, принятых общественными организациями.
Использованные министерские декларации – Сорбонская и Болонская декларации 1998 и 1999 гг. – являются заявлениями министров образования ряда европейских стран, провозглашающими общие намерения по созданию единого европейского пространства высшего образования (EHEA). Особенность Сорбонской и Болонской деклараций состоит в том, что они, с одной стороны, представляют собой документы первоочередной важности для изучения процесса европейской интеграции в области образования, с другой стороны, они чрезвычайно ограничены по объему, поэтому их использование требует использования широкого круга исследовательских приемов вплоть до сравнения различных переводов деклараций (в настоящей работе использованы оригиналы на французском и английском языках, а также официальный и один неофициальный перевод на русский язык).
Пять из шести деклараций общественных организаций представляют собой ответные декларации академических организаций Европы (а именно Европейской Ассоциации Университетов (EUA) и ESIB) на начатый министрами образования процесс формирования EHEA. В этих документах указанные организации дают свой взгляд на европейское образование, на цели и задачи процесса и состояние их реализации. Шестая использованная декларация стоит несколько особняком. Она была принята четырьмя крупнейшими академическими организациями Европы и Северной Америки в 2001 г., а ее предметом является глобализация сферы высшего образования и, в частности, Генеральное соглашение о торговле услугами (GATS).
Материалы по педагогике:
Открытость школы как условие подготовки старшеклассников к военной службе
Реализация идеи открытости школы как одного из ведущих принципов реформы школы начала 90-х годов опирается на результаты исследования среды. В диссертации Т.В. Менг показано, что представления о среде как факторе воспитания развивались в отечественной педагогике следующим образом: в 20-40 гг. среда ...
Школа искусств как институт развития детского музыкального творчества
В решении поставленных государственных задач воспитания и образования детей и молодежи важная роль отведена системе детских школ искусств, в деятельности которых определяющей функцией является развитие склонностей, способностей, интересов, социального и профессионального самоопределения детей и под ...
Исследование проблем формирования культурно-нравственных
ценностей учащихся УНПО
В данной главе приводится анализ авторитетных источников по проблеме культурно-нравственного воспитания учащихся (УНПО в частности) различных авторов, а также выводы, сделанные на основе этих работ. Идеи культурно-нравственного воспитания достаточно широко представлены в философско-педагогическом н ...