Законы, составляющие вторую категорию источников права, принимаются двухпалатным Парламентом. Статья 34 Конституции 1958 г. определяет сферы приложения законодательных актов. В этой же статье указывается, что закон определяет основные принципы образования. Таким образом, система образования находится в компетенции Парламента. В настоящей работе использовалось три закона: закон о высшем образовании 1984 г.; закон о въезде и проживании иностранцев во Франции и праве на убежище 1998 г.; закон об ориентации и будущем школы 2005 г.
Регламентарные акты разделяются на две категории. К первой относятся ордонансы, которые в соответствии со статьей 38 Конституции могут приниматься на ограниченный срок Советом Министров для выполнения программы Правительства. Фактически, речь идет о временных законах, издаваемых исполнительной ветвью власти. Ко второй категории относятся декреты Президента Республики или Премьер-министра, межминистерские или министерские постановления, регламентарные акты, принятые представителями государства на местном уровне (префектами, мэрами и др.) или же местными органами власти.
Эта категория источников составила значительную часть источниковой базы настоящего исследования. В частности, были использованы 8 декретов правительства Франции, 14 постановлений, 3 циркуляра и 3 ноты Министерства образования Франции. Эти документы (за исключением одного постановления министра образования 1997 г.), были приняты с 1999 по 2005 гг. Они составили правовую базу реформ высшей школы в рамках Болонского процесса.
Использованные декреты Премьер-министра представляют собой нормативные акты, включающие, как правило, от двух до десяти статей, каждая из которых емко определяет один из аспектов реформирования высшей школы. Постановления министра образования имеют более частный характер. Как правило, их предметом является один из аспектов реформ, который они наполняют конкретным содержанием. В этом смысле, они являются «расшифровкой» декретов Премьер-министра. Постановления в большинстве своем более объемны: они включают до нескольких десятков статей, причем статьи имеют обширный характер и зачастую состоят из нескольких абзацев. Ноты и циркуляры Министерства образования подготовляются директором одного из управлений Министерства (в настоящей работе использованы акты, подготовленные управлением высшего образования, DES). Они структурируются в свободной форме и направлены на реализацию текущей образовательной политики Министерства. Во многом, они носят технический характер и отражают конкретные вопросы реализации тех или иных аспектов реформ. В то же время они, как постоянные нормативные акты, могут определять некоторые долговременные механизмы функционирования высшей школы, например, устанавливать критерии оценки учебных заведений. Отметим также, что язык этих документов менее формален, нежели язык предыдущих актов вплоть до того, что директор управления может «пожурить» вузы за неверную трактовку положений тех или иных нормативных актов.
Особое место во французской правовой системе занимают кодексы. Они объединяют в себе нормативные акты, относящиеся к одной из сфер жизни общества. Кодификация не влечет за собой изменения действующих правовых норм и создание новых. Ее сущность заключается в отборе, классификации и структурировании нормативных положений. При этом правовые нормы, полностью входящие в тот или иной кодекс, отменяются с началом его действия. Кодексы разделяются на несколько частей: органическую (объединяющую органические законы), законодательную и регламентарную. В настоящей работе использованы законодательная и регламентарная части Кодекса образования Франции. Законодательная часть Кодекса была принята в 2000 г. Она включила в себя все законы, относящиеся к сфере образования, принятые до времени выхода его в свет. Законодательная часть охватывает общие аспекты функционирования образовательной системы и дает ее подробную юридическую характеристику. В работе использовался авторизированный перевод этой части Кодекса. Регламентарная часть Кодекса образования была принята в 2004 г. Она значительно меньше по объему, нежели законодательная часть, и посвящена некоторым частным вопросам функционирования образовательной системы.
Материалы по педагогике:
Профилактика травматизма как основное
направление техники безопасности на уроках физической культуры
Профилактика детского травматизма – одна из важнейших задач современного общества. Работа по профилактике травматизма, заболеваний и несчастных случаев при занятиях физической культурой является одной из важнейших задач преподавателей, директоров школ. Однако множество случаев нарушений организацио ...
Понятие формы обучения
Деятельность учащихся по усвоению содержания образования осуществляется в разнообразных формах обучения, характер которых обусловлен различными факторами: целями и задачами обучения; количество учащихся, охваченных обучением; особенностями отдельных учебных процессов; местом и временем учебной рабо ...
Семинар как форма активизации познавательной деятельности
Видовые методы занятий носят целенаправленный характер и соответствуют определенным видам занятий, большинство из них включают семинары. Семинар - это: • «вид учебных занятий, обсуждение учащимися под руководством преподавателя подготовленных ими сообщений и докладов»; • «форма учебного процесса, п ...