Поставленная в настоящей работе проблема изучена в отечественной историографии недостаточно. Это связано с тем, что реформы высшей школы Франции в рамках Болонского процесса в настоящее время только разворачиваются, и они еще не успели стать объектом внимания исследователей. Собственно говоря, внимания заслуживают только две работы: информационный бюллетень исследовательского центра ОЭСР-ВШЭ, посвященный системе высшего образования Франции, и аналитический обзор «Формирование общеевропейского высшего образования. Задачи для российской высшей школы», подготовленный экспертами Высшей Школы Экономики к одноименному семинару представителей российской академической общественности (ноябрь 2004 г.). Первая работа представляет собой общий обзор системы высшего образования Франции на современном этапе, некоторая часть которого посвящена изучаемым реформам высшей школы. В этой части коротко освещаются общие направления реформирования высшей школы Франции. Вторая работа является обзором Болонского процесса, имеющим целью не столько исследование процесса, сколько его изъяснение. Посвященные реформам высшей школы Франции фрагменты разнесены по нескольким параграфам работы. Фактически они являются компиляцией национального доклада Франции участникам Болонского процесса 2003 г.
Реформам высшей школы Франции в рамках Болонского процесса были посвящены две работы на французском языке, которые были доступные автору. В 2004 г. была опубликована брошюра группы французских социологов, в которой коротко освещается содержание изучаемых реформ высшей школы, анализируется реакция французского академического сообщества и подводится итог социологического опроса, проведенного авторами, на предмет отношения студентов и преподавателей к реформам. Другая брошюра представляет собой исследование двух парижских социологов, проведенное анкетным способом в трех университетах столицы Франции. В этой работе отражено текущее состояние реализации изучаемых реформ, при этом авторы предпочли уклониться от подведения итогов, обозначив только общий характер реформ и определив несколько проблем, с которыми столкнулись вузы в процессе реформирования.
Что касается высшей школы Франции, то она долгое время не изучалась в нашей стране по причинам политического характера. Первая обзорная статья, посвященная системе высшего образования Франции, вышла в 1968 г. из-под пера Б.Л.Вульфсона в «Педагогической энциклопедии». В 1970 г. была опубликована фундаментальная монография Б.Л.Вульфсона, посвященная общеобразовательной школе Франции. В этой работе советский исследователь подробно изучил структуру образовательной системы, механизмы ее управления, проследил процесс развития школьной системы, уделив значительное внимание проблеме «школьного взрыва». Однако высшая школа была затронута в монографии лишь косвенно: Б.Л.Вульфсон изучил систему подготовки педагогов начальной и средней школы.
Высшая школа Франции стала объектом исследования С.А.Головко, заслуга которого состоит в постановке основных исследовательских проблем: соотношения элитаризма и демократии, финансирования вузов, содержания образования и потребностей рынка труда, доступа в вузы. Эти и другие проблемы были показаны С.А.Головко на богатом эмпирическом материале Помимо этого, исследователь осветил основные реформы высшей школы Франции в послевоенное время, сосредоточив основное внимание на реформе Э.Фора 1968 г.
Материалы по педагогике:
Проект по развитию умения обобщать младших школьников при изучении
математики
Цель проекта: в соответствии с гипотезой и теоретическими выводами, сделанными в 1 главе, а также результатами констатирующего эксперимента, отраженного во 2 главе, составить проект на основе алгебраического материала ИУМК «Школа 2000» Петерсон 3 класс, результатом которой будет сформированность ум ...
Рисование «Знакомство с дымковскими игрушками
Рисование узоров» (Вариант «Красивая игрушка» - рисование по замыслу») Как мы уже писали выше, не зная истоков народного промысла своего народа трудно заложить в детей любовь к национальной культуре. Программное содержание Познакомить детей с народными дымковскими игрушками. Вызвать радость от расс ...
Неуниверситетский сектор высшего образования
Неуниверситетский сектор представлен различными школами высшего образования. Наиболее известными и престижными являются так называемые Большие школы, объединяющие несколько десятков вузов разного профиля с высоким уровнем обучения, устойчивыми традициями и репутацией. К их числу относятся, например ...