BriefEducation
Образование: теория и практика » Роль музейной педагогики в возрождении русской народной культуры в школьных музеях г. Кемерово » Включение учащихся в деятельность школьного музея на основе музейной педагогики

Включение учащихся в деятельность школьного музея на основе музейной педагогики

Страница 2

Таким образом, сравнительный анализ государственных и школьных музеев определил существенные отличия в их деятельности. Прежде всего, это проявляется в организации музеев: создатели школьного музея (актив, учащиеся и педагоги…), являются и основными его «пользователями», что отличает эти музеи от государственных, которые планируются одной группой лиц (музейщиками) для другой (аудитории). Школьный музей интегрирован в учебно-воспитательный процесс и через свои собрания и формы деятельности связан с преподаванием конкретных учебных дисциплин, а также дополнительным образованием учащихся. Подобная связь существует между школой и музеями других типов, но она не является столь тесной и интенсивной. Школьный музей, более чем какой-либо другой включен в жизнь местного общества, а «качество жизни» его самого непосредственным образом связано с отношением к нему жителей района, прежде всего проживающих на данной территории родителей учащихся.

Школьный музей русской культуры нацелен на решение ряда образовательных, воспитательных и социальных задач:

- организовать занятия по дополнительному этнохудожественному образованию;

- создать условия для изучения культуры, истории, искусства России через прикосновение к памятникам деревянного зодчества, гениальным творениям прошлого и современности;

- побудить желание глубокого проникновения в искусство и культуру своей страны, сохранения и передачи будущим потомкам исторического и культурного наследия;

- изучать традиционные промыслы и ремесла непосредственно на месте их зарождения (в экспозициях);

- знакомить учащихся с подлинными хранителями традиций русского народного искусства – народными мастерами;

- постоянно расширять кругозор учащихся, не замыкаясь на базовом школьном образовании;

- научить работать с литературой, библиотечными и музейными фондами.

С целью включения детей в деятельность школьного музея создаются условия для проявления их активности. Здесь учащиеся приобретают опыт личного соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир, получают возможность «работать» с предметом, проявлять себя в творчестве.

В музеях школ осуществляется прямой опыт общения с предметами, когда главными становятся не предметы, а выраженные ими значения, культурные ассоциации детей в процессе активного освоения музейного пространства.

Практически все предметы в музее можно трогать руками, изучать, раскладывать, разбирать – примерить древнерусский наряд, почитать книгу, написанную на древнерусском языке или поработать на станке XIX века. Физические и эмоциональные ощущения от общения с предметом (его фактура, вес, запах, вкус, размер, специфические черты) больше, чем слова, дают представление об особенностях материалов, об их сходстве или различии, о способах освоения.

Использование ролевых игр и других форм креативной деятельности помогают установить невербальный контакт ребенка с музейным предметом: он постигает взаимоотношения вещей, обретает способность анализировать и физически переживать музейный предмет, «оживляя» его. Как средство замены прямого педагогического воздействия на детей, игра облегчает образовательный процесс в музее и является особым методом стимулирования активности детей, обеспечивая трансформацию ребёнка из «объекта» воспитания в «субъект» деятельности. Игра должна иметь непосредственное отношение к теме занятия или к конкретному музейному предмету, а не быть случайной.

Во время совместных действий педагога и учащихся – педагог одновременно направляет игру и наблюдает её, его основная задача – научить детей самостоятельно, творчески и с удовольствием играть. Игры могут быть использованы для разных целей: релаксации (чтобы побудить детей свободнее чувствовать себя в обстановке музея), ориентации (стимулировать процесс зрительного знакомства с предметом), социализации (помочь общению детей с музейным предметом и друг с другом), организации (сформировать разновозрастную группу), мотивации (стимулировать познавательную активность ребенка) .

Диалог является основной музейно-педагогической формой взаимоотношения. Посетители в школьном музее из пассивных зрителей становятся активными участниками происходящего, получая возможность пропустить через «линии внутреннего переживания» всё, что предлагает им музей.

Посредством общения с музейными экспонатами дети знакомятся с традициями народной культуры. Школьный музей создаёт все условия для организации деятельности детей, социальной активности, обучая их жить в сложных условиях постоянно изменяющегося социума. На базе школьного музея используются продуктивные формы обучения (обучение на практике), что позволяет детям в сотрудничестве с педагогами осваивать, изучать народные ремесла, их технологии, историю.

Таким образом, возрождение русской народной культуры в современных общеобразовательных школах посредством включения учащихся в эту деятельность дает возможность использования новых педагогических идей и методик, которые способствуют познанию многообразия мира истории и культуры через игру, творчество, самодеятельность детей.

Страницы: 1 2 

Материалы по педагогике:

Функции и основные направления деятельности детских учреждений культуры
Понятие «социально-культурный институт» в самом широком смысле относится к любому из государственных, образований (центров, комплексов, одно- или многопрофильных организаций, учреждений и т. п.), обладающих социальной значимостью, целенаправленностью, организованной структурой, достаточной временно ...

Уровни познавательной активности
Низкий уровень. Учащимся с данным уровнем познавательной активности не свойственны агрессия или демонстративный отказ от учебной деятельности. Как правило, они пассивны, с трудом включаются в учебную работу, ожидают привычного давления со стороны учителя. При восприятии учебной задачи эти учащиеся ...

Интеграционные процессы в высшем образовании Европы до Болонского процесса
Болонский процесс, начавшийся летом 1999 г., придал стремительное ускорение европейским интеграционным процессам в сфере высшего образования. Однако сказать, что он инициировал интеграцию, было бы неправомерно. Интеграция в высшем образовании, а еще шире – его интернационализация – началась значите ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru