Таким образом, сравнительный анализ государственных и школьных музеев определил существенные отличия в их деятельности. Прежде всего, это проявляется в организации музеев: создатели школьного музея (актив, учащиеся и педагоги…), являются и основными его «пользователями», что отличает эти музеи от государственных, которые планируются одной группой лиц (музейщиками) для другой (аудитории). Школьный музей интегрирован в учебно-воспитательный процесс и через свои собрания и формы деятельности связан с преподаванием конкретных учебных дисциплин, а также дополнительным образованием учащихся. Подобная связь существует между школой и музеями других типов, но она не является столь тесной и интенсивной. Школьный музей, более чем какой-либо другой включен в жизнь местного общества, а «качество жизни» его самого непосредственным образом связано с отношением к нему жителей района, прежде всего проживающих на данной территории родителей учащихся.
Школьный музей русской культуры нацелен на решение ряда образовательных, воспитательных и социальных задач:
- организовать занятия по дополнительному этнохудожественному образованию;
- создать условия для изучения культуры, истории, искусства России через прикосновение к памятникам деревянного зодчества, гениальным творениям прошлого и современности;
- побудить желание глубокого проникновения в искусство и культуру своей страны, сохранения и передачи будущим потомкам исторического и культурного наследия;
- изучать традиционные промыслы и ремесла непосредственно на месте их зарождения (в экспозициях);
- знакомить учащихся с подлинными хранителями традиций русского народного искусства – народными мастерами;
- постоянно расширять кругозор учащихся, не замыкаясь на базовом школьном образовании;
- научить работать с литературой, библиотечными и музейными фондами.
С целью включения детей в деятельность школьного музея создаются условия для проявления их активности. Здесь учащиеся приобретают опыт личного соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир, получают возможность «работать» с предметом, проявлять себя в творчестве.
В музеях школ осуществляется прямой опыт общения с предметами, когда главными становятся не предметы, а выраженные ими значения, культурные ассоциации детей в процессе активного освоения музейного пространства.
Практически все предметы в музее можно трогать руками, изучать, раскладывать, разбирать – примерить древнерусский наряд, почитать книгу, написанную на древнерусском языке или поработать на станке XIX века. Физические и эмоциональные ощущения от общения с предметом (его фактура, вес, запах, вкус, размер, специфические черты) больше, чем слова, дают представление об особенностях материалов, об их сходстве или различии, о способах освоения.
Использование ролевых игр и других форм креативной деятельности помогают установить невербальный контакт ребенка с музейным предметом: он постигает взаимоотношения вещей, обретает способность анализировать и физически переживать музейный предмет, «оживляя» его. Как средство замены прямого педагогического воздействия на детей, игра облегчает образовательный процесс в музее и является особым методом стимулирования активности детей, обеспечивая трансформацию ребёнка из «объекта» воспитания в «субъект» деятельности. Игра должна иметь непосредственное отношение к теме занятия или к конкретному музейному предмету, а не быть случайной.
Во время совместных действий педагога и учащихся – педагог одновременно направляет игру и наблюдает её, его основная задача – научить детей самостоятельно, творчески и с удовольствием играть. Игры могут быть использованы для разных целей: релаксации (чтобы побудить детей свободнее чувствовать себя в обстановке музея), ориентации (стимулировать процесс зрительного знакомства с предметом), социализации (помочь общению детей с музейным предметом и друг с другом), организации (сформировать разновозрастную группу), мотивации (стимулировать познавательную активность ребенка) .
Диалог является основной музейно-педагогической формой взаимоотношения. Посетители в школьном музее из пассивных зрителей становятся активными участниками происходящего, получая возможность пропустить через «линии внутреннего переживания» всё, что предлагает им музей.
Посредством общения с музейными экспонатами дети знакомятся с традициями народной культуры. Школьный музей создаёт все условия для организации деятельности детей, социальной активности, обучая их жить в сложных условиях постоянно изменяющегося социума. На базе школьного музея используются продуктивные формы обучения (обучение на практике), что позволяет детям в сотрудничестве с педагогами осваивать, изучать народные ремесла, их технологии, историю.
Таким образом, возрождение русской народной культуры в современных общеобразовательных школах посредством включения учащихся в эту деятельность дает возможность использования новых педагогических идей и методик, которые способствуют познанию многообразия мира истории и культуры через игру, творчество, самодеятельность детей.
Материалы по педагогике:
Утренняя гимнастика до учебных занятий
Каждый школьный день нужно начинать с выполнения комплексов гимнастических упражнений, которые являются одним из обязательных элементов физкультурно-оздоровительных мероприятий. Утренняя гимнастика дома не освобождает учащихся от гимнастики до занятий, так как она является важным дополнением к заря ...
Болезни молодежи
Проституция – это предоставление сексуальной благосклонности за деньги. В современном обществе существуют различные типы проституции, включая мужскую и детскую. Проституцию можно определить как предоставление сексуальной благосклонности за деньги. Нет четко определенного различия между оплачиваемой ...
Различия в запоминании слов и мимико-жестовых обозначений
Глухие дети, постепенно овладевая словесной речью в условиях специального обучения, усваивают и мимико-жестовую речь путем общения с окружающими их глухими более старшего возраста. Тем самым у глухих обычно сосуществуют две формы речи, весьма различные между собой по системам знаков, по лексике и г ...