С каждым годом школьные музеи получают всё большее распространение. Растет сеть школьных музеев как в г. Кемерово так и на всей территории России. Причины такой ситуации очевидны – это необходимость создания образовательной среды, включающей в себя все аспекты воспитательной и учебной деятельности, а также позволяющей осваивать предметную среду, при непосредственном с ней взаимодействии. В таких музеях основное внимание уделяется развивающей, социально-адаптационной работе при минимальном использовании предметов – подлинников. В основном все школьные музеи начинают свою деятельность «с чистого листа», т.е. без коллекций, переданных каким-либо музеем. Но, несмотря на это, как показывают наблюдения, школьный музей является одним из самых посещаемых, учащиеся проводят в нем значительное количество времени. Являясь непосредственными участниками его создания, школьники стараются не упустить не один момент в жизни музея. Они пополняют его фонды, участвуют в мероприятиях, проводимых школьным музеем, посещают мастерские. Подробное описание машины швейные здесь.
Жизнь школьного музея ярка и интересна, здесь созданы все условия, как для учебной, так и для досуговой деятельности. Педагоги осуществляют активную работу по приобщению учащихся к жизни школьного музея. Так как приобщение к русской национальной культуре, вовлечение школьников в работу по возрождению русских народных ремесел и промыслов – является основной целью работы музея русской культуры. Для достижения которой, используются различные формы работы с музейной аудиторией. Многие из этих форм успешно развиваются в государственных музеях, но не все эти формы и методы могут быть в полной мере апробированы в музеях школ. Ведь государственные и школьные музеи имеют свои существенные отличия, как в организации, так и в своей основной деятельности.
Сравнение деятельности государственного и школьного музеев
Музеи | ||
Государственный |
Школьный | |
Преобладающая функция |
Сохранение коллекций (охранительно-исследовательская) |
Образовательная (и организация досуга – «здорового отдыха») |
Образовательная роль |
Передача знаний |
Развитие личности ребенка |
Фонды |
Раритеты или ценные предметы |
Любые предметы, даже выполненные детьми (главное, «чтобы они сохраняли прошлое, иллюстрировали настоящее и освещали будущее») |
Здание |
Стационарное |
Любое пространство особым образом организованное (как правило, кабинет) |
Содержательная направленность деятельности музея |
Определяется специализацией музея |
Определяется спецификой аудитории |
Ведущий характер исследований |
Научный (профессиональный) |
Экспериментальный и интерактивный (акцент на социально - педагогических исследованиях для планирования и учета результативности воздействия) |
Характер работы музейных специалистов |
Регламентирован специализацией музея |
Творческий |
Характер общения с посетителем |
Как с объектом воздействия (пассивный посетитель) |
Как с субъектом - равноправным участником коммуникативного процесса, диалога (активный посетитель) |
Ведущая деятельность музейных специалистов |
Профессиональная (согласно специализации музея) |
Педагогическая (задача освоения музейной реальности в её педагогическом аспекте) |
Тематика экспозиций |
Соотносится с коллекциями |
Не ограниченна (диктуется потребностями посетителей) |
Основные формы работы с посетителем |
Экскурсии |
Интерактивные (вовлечение посетителя в активную деятельность); свободный выбор содержания и форм работы самим посетителем |
Адресность |
Недифференцированный подход к посетителям |
Обращение к определенной социальной группе: детям, подросткам (ориентация на индивидуального посетителя) |
Способы экспонирования |
Постоянные и сменные выставки |
Разнообразные (мероприятия для детей и с участием детей, игровые пространства) |
Материалы по педагогике:
Понятие методологии и ее сущность
Не только педагоги-практики, нередко за понятием “методология” видят нечто абстрактное, далекое от реальной жизни и от образовательной практики. Между тем методология – это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.1 Есть и другие определения ме ...
Эффективные средства и технологии управления инновационной деятельностью в
школе
Особое внимание на современном этапе инновационной деятельности школы необходимо уделять диагностике конфликтов, возникающих в процессе инновационной деятельности, выделение противоборств, вызванных объективными причинами и тех, в основе которых лежат субъективные факторы. Наиболее эффективным сред ...
Из опыта работы школьных педагогов с родителями
Мы попытались изучить и проанализировать опыт школы по работе школьных педагогов с родителями. И пришла к выводу, что из многообразия форм установления контактов педагогов и родителей мною будет представлено родительское собрание и деловая игра. Опыт школы по оптимизации взаимоотношений педагогов и ...