Для проведения данного эксперимента нами была выбрана студия керамики гимназии №6, дети младшего школьного возраста, занимающиеся второй год. Специального отбора не проводилось. Дети были разделены на 2 группы эксперементальную и контрольную. Занятия в контрольной группе проводились по текущей программе, а в экспериментальной группе по модернизированной.
На начальном этапе эксперимента была проведена диагностика всех детей с целью установления уровня развития творческих способностей (творческого мышления и воображения) до внедрения программы. Диагностика проводилась на втором и третьем занятии для устранения влияния дискомфортной или возбужденной атмосферы присутствующей на первом занятии.
Диагностика включала методику «Нарисуй что-нибудь» для определения уровня воображения и субтест П.Торранса «Закончи рисунок» для диагностики творческого мышления детей.
По результатам первичной диагностики по методике «Нарисуй что-нибудь», где детям предлагается придумать и нарисовать что-нибудь необычное, мы получили следующие результаты по уровню развития воображения у детей в контрольной группе до начала эксперимента:
1 ребёнок с очень высоким уровнем воображения (10 баллов);
2 детей с высоким уровнем (8-9 баллов);
5 детей со средним уровнем (5-7 баллов);
2 ребёнка с низким уровнем (3-4 балла);
2 ребёнка с очень низким уровнем (0-2 балла);
Диаграмма 1. Результаты диагностики воображения контрольной группы до внедрения программы (подробнее см. приложение 4 таблица 1)
Таким образом, можно сделать вывод о том, что большинство детей в контрольной группе на начало эксперимента имело средний уровень развития воображения.
По результатам диагностики детей экспериментальной группы, по методике «Нарисуй что-нибудь», до начала эксперимента, мы получили следующие результаты:
1 ребёнок с очень высоким уровнем воображения (10 баллов).
3 детей с высоким уровнем (8-9 баллов)
4 детей со средним уровнем (5-7 баллов)
2 ребёнка с низким уровнем (3-4 балла)
и 2 с очень низким уровнем (0-2 балла)
Диаграмма 2. Результаты диагностики воображения экспериментальной группы перед экспериментом (подробнее см. приложение 4 таблица 2)
Таким образом, можно сделать вывод о том, что большинство детей в контрольной группе на момент окончания эксперимента имело средний уровень развития воображения.
Повторная диагностика детей экспериментальной группы дала следующие результаты:
3 детей с очень высоким уровнем воображения (10 баллов).
6 детей с высоким уровнем (8-9 баллов)
3 детей со средним уровнем (5-7 баллов)
И ни одного ребёнка с низким уровнем (3-4 балла)
и очень низким уровнем (0-2 балла)
Диаграмма 4. Результаты диагностики воображения экспериментальной группы после внедрения программы (подробнее см. приложение 4 таблица 4)
Таким образом, можно сделать вывод о том, что большинство детей в контрольной группе на момент завершения эксперимента имело высокий и очень высокий уровень развития воображения.
Оценка рисунка ребенка производилась в баллах по следующим критериям:
10 баллов - ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.
8-9 баллов - ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.
5-7 баллов - ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.
3-4 балла - ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.
0-2 балла - за отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.
Выводы об уровне развития
10 баллов 8-9 баллов 5-7 баллов 3-4 балла 0-2 балла
— очень высокий.
— высокий.
— средний.
— низкий.
— очень низкий.
Сравнение диаграмм результатов по методике «Нарисуй что-нибудь» на момент окончания эксперимента в контрольной и экспериментальной группах.
Диаграмма 5. выводы об уровне развития воображения в контрольной группе на момент окончания эксперимента
С помощью субтеста П. Торранса «Закончи рисунок» была проведена диагностика творческого мышления детей. В этом субтесте детям предлагалось дорисовать незаконченные фигуры, добавив к ним линии, и придумать, таким образом, предметы, сюжетные картинки или целую историю.
Материалы по педагогике:
Проектное обоснование
программы « Мир сказок »
Программа «Мир сказок» была разработана и апробирована в керамической студии гимназии № 6 г. Солнечногорска. Керамика является одним из традиционных видов декоративно-прикладного искусства с глубокими национальными корнями, формирующих эстетический и этический вкус ребенка, а также развивающих чувс ...
Цели и структура правового
образования в школе и деятельность учителя права по их реализации
Воспитание и самовоспитание соучастников образовательной деятельности снова становится актуальной общественной проблемой развития современной системы образования. Однако, традиционное для нашей школы понимание воспитания как целенаправленного воздействия на человека, прививающего ему потребные обще ...
Сибирь
Наконец, после двухмесячной стоянки в Казахстане, получили направление дальнейшего следования. В трудовой книжке прадедушки такая запись: "Согласно распоряжению Наркомрыбпрома СССР откомандирован в распоряжение Новосибирского Госрыбтреста, рыбпромысел г. Колпашево". В то время в Колпашево ...