Дети младшего школьного возраста чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.
Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы. Создавая произведение творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства. Дети младшего школьного возраста с удовольствием занимаются творчеством - лепят и рисуют, сочиняют сказки, занимаются народными промыслами. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Дети способны заниматься творчеством независимо от личностных комплексов, но им необходима поддержка, одобрение их стремлений и самовыражения.
Развитие творческих способностей детей в учреждении дополнительного образования, в форме увлекательных игр, через решение определенного типа задач, в доброжелательной атмосфере, дает ребенку возможность раскрыться, а так же обогащает педагогический процесс, делает его более содержательным, интересным и тем влияет на развитие творческих способностей ребенка.
Профессионально организованная деятельность культурно-досуговых учреждений представляет собой благоприятную среду, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и творческие способности каждого учащегося, что позволяет в конечном итоге сделать более результативным и эффективным весь процесс развития творческих способностей.
В процессе организации обучения направленного на развитие творческих способностей большое значение придается общедидактическим принципам: научности, систематичности, последовательности, доступности, наглядности, активности, прочности, индивидуального подхода. Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному.
При использовании различных методов диагностики творческих способностей важно учитывать возрастные особенности испытуемых, а так же важными факторами, влияющими на надежность методик, является мотивация испытуемых при выполнении заданий и создание благоприятной среды. Цели диагностики развития творческих способностей: определение исходного уровня творческих способностей; коррекция проводимых занятий; выявление наиболее одаренных детей; определение структуры способностей;
Для усовершенствования деятельности по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста в домах детского творчества, необходимо внедрение различных методик способствующих развитию творческих способностей детей. Внедрению новых методик способствующих развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста предшествует обучение педагогов новым методам работы с детьми.
Своевременное отслеживание социально-психологических изменений происходящих с детьми, позволяет учитывать результаты диагностик и наблюдений для корректировки учебной программы.
Полученные данные позволяют сделать заключение о необходимости создания благоприятных условий, способствующих развитию творческих способностей детей в культурно-досуговом учреждении, а также и во время школьных занятий, дома и т.д.
В процессе проведенного исследования выдвинутая гипотеза подтвердилась.
Для защиты предлагаются следующие выводы:
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования достигается реализацией следующих организационно-педагогических условий:
создание обучающей, творческой, благоприятной атмосферы и артсреды для детей, как в классе, так и дома;
использование в работе по развитию творческого потенциала детей методов сказкотерапии и игровых методик;
активное включение в процесс формирования творческих способностей детей их родителей,
оптимальное использование личностного и творческого потенциала каждого педагога и педагогического коллектива в целом;
2. Программа развития творческих способностей детей младшего школьного возраста « Мир сказок », реализуемая на базе в керамической мастерской гимназии № 6 г.Солнечногорска . В данной экспериментальной программе занятий основной упор делается не на приобретение определенных умений и навыков, а на личное творческое развитие ребенка. Работа с детьми проходит с учетом возрастных и психологических особенностей. Много внимания уделяется созданию обучающей, комфортной для детей, творческой среды. Подход к процессу обучения основан на учете различий в способах восприятия детей и предполагает гибкое использование разнообразных стилей обучения, сотрудничество учителя и ученика, формирование активной жизненной позиции учащихся. Основными в обучении стали педагогическая поддержка и создание ситуации личного успеха. На занятиях широко применяются методики развития творческих способностей, наглядные пособия, образцы выставочных работ детей и взрослых. Успешность программы обусловлена реализацией следующих принципов: самоактуализация, индивидуальность, выбор, творчество, успех, доверие, от простого к сложному.
Материалы по педагогике:
Особенности развития
творческих способностей детей младшего школьного возраста
С психологической точки зрения начальная школа также как и дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития творческих способностей, обусловлено это характерными особенностями возраста. Дети младшего школьного возраста чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать ок ...
Аутентичный видеофильм
Как уже было замечено выше, владение СЛК в устном общении предполагает овладение коммуникантом не только языковыми, но и неязыковыми средствами общения, а также способность выбирать и использовать их в соотнесении с конкретной коммуникативной ситуацией и социокультурными нормами стран изучаемого яз ...
Игры при изучении нового материала на уроках истории
Изучение нового материала – наиболее важная часть процесса обучения. В это время происходит восприятие и осмысление учебного материала. Изучение нового материала состоит из двух этапов: подготовки к изучению нового материала и собственного из изучения нового материала. Организация изучения нового м ...