Диаграмма 6. выводы об уровне развития воображения в экспериментальной группе на момент окончания эксперимента
Оценка работ проводилась по следующим критериям:
беглость - количественный показатель, отражающий способность к порождению большого количества идей (ассоциаций, образов). Измеряется числом результатов.
гибкость - отражает способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другим, использовать различные стратегии решения. Измеряется числом категорий.
Категории:
— мир природы;
— животный мир;
— человек;
— механическое;
— символическое;
— декоративные элементы;
— видовое (город, дом, шоссе, двор);
— искусство;
— динамические явления.
оригинальность - характеризует способность к выдвижению идей, отличных от очевидных, нормативных. Измеряется количеством неординарных и неповторяющихся ответов, образов, идей.
Разработанность - (тщательность, детализация образов) — фиксирует способность к изобретательству, конструктивной деятельности. Измеряется числом существенных и несущественных деталей при разработке основной идеи.
По результатам проведенного тестирования, был сделан вывод о том, что большинство детей в контрольной группе на начало эксперимента имело невысокий уровень развития творческого мышления, дополнения к фигурам были в большинстве случаев мало оригинальны, рисунки плохо прорисованы и зачастую повторяются; только один ребёнок придумал сюжетные картины на основе предложенных элементов тестового материала. Рассказ к картинкам не придумал никто.
Диаграмма 7. Результаты диагностики творческого мышления в контрольной группе до реализации программы (подробнее см. приложение 4 таблица 5)
Диагностика творческого мышления детей в экспериментальной группе до начала эксперимента показала следующие результаты:
Диаграмма 8. Результаты диагностики творческого мышления в экспериментальной группе до реализации программы (подробнее см. приложение 4 таблица 6)
По результатам был сделан вывод, что большинство детей в экспериментальной, так же как и в контрольной, группе на начало эксперимента имело невысокий уровень развития творческого мышления.
Повторная диагностика, после внедрения программы, детей контрольной группы с помощью субтеста П. Торранса «Закончи рисунок» дала следующие результаты:
Диаграмма 9. Результаты диагностики творческого мышления в контрольной группе после реализации программы (подробнее см. приложение 4 таблица 5)
Таким образом, по полученным данным, можно сделать вывод о том, что большинство детей в контрольной группе на момент окончания эксперимента имело средний уровень развития творческого мышления, но, работы стали более оригинальными и разработанными со временем.
Диагностика детей экспериментальной группы, после внедрения программы, показала:
Диаграмма 10. Результаты диагностики творческого мышления в экспериментальной группе после реализации программы (подробнее см. приложение 4 таблица 6)
Таким образом, был сделан вывод о том, что большинство детей в экспериментальной группе на момент окончания эксперимента имело высокий и очень высокий уровень развития творческого мышления, рисунки детей стали более многодетальны, продуманны и прорисованы, трое детей придумали сюжетные картинки и с удовольствием комментировали рисунки.
Сравнение диаграмм результатов по методике Торранса на момент окончания эксперимента в контрольной и экспериментальной группах.
Диаграмма 11. Результаты диагностики творческого мышления в контрольной группе до и после реализации программы (подробнее см. приложение 4 таблица 5)
Диаграмма 12. Результаты диагностики творческого мышления в экспериментальной группе до и после реализации программы (подробнее см. приложение 4 таблица 6)
Сравнение показателей по диагностикам показывает, что уровень творческого воображения и мышления в экспериментальной и контрольной группах изменились. В экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой после внедрения программы результаты наиболее заметно изменились.
Эти результаты дают основания утверждать что программа, направленная на развитие творческих способностей младших школьников позволяет благоприятно воздействовать на формирование личности растущего человека через систему занятий, проследить динамику изменений в развитии личности, творческих способностей, получить основания для прогноза дальнейшего развития ребенка.
Материалы по педагогике:
Логомиры
Программная среда Лого (ЛогоМиры) была разработана и реализована под руководством американского психолога С. Пейперта в 1989 г. в Масса-чусетском технологическом институте. Она была создана не просто как формализованный язык программирования, а как среда, в которой дети могли бы научиться естествен ...
Разработка уроков по теме: «Художественная обработка соломки»
Работа основана на ручной манипулятивной деятельности. Как известно, ручной труд оказывает благоприятное влияние на развитие интеллекта, речи и других психических функций ребенка в целом. На начальном плане ребенок выполняет коллективную работу подетальным способом, подражая педагогу. Это наиболее ...
Тренинг по развитию педагогического артистизма у учителей
и у студентов педагогических колледжей
Тренинг по развитию педагогического артистизма у студентов педагогических колледжей (тренинг предполагает общение на английском языке, в тренинге также присутствуют задания, где требуется не вербальное общение). Тренинг лучше всего проводить в классе большого размера, со студентами в количестве 20 ...