900:75= 75·12=
900:12= 75·11=
В решении этого упражнения можно вызвать одного ученика к доске, остальные ученики слушают и фиксируют в тетрадях.
Ученик решает пример в столбик:
После вычисления учитель просит сравнить данный пример с остальными в этом столбике. Если школьник затрудняется с ответом, учитель может задавать наводящие вопросы, например: «Посмотри, что общего в примере, который ты решил, и в остальных; чем похожи, что в них одинаково». Ученик должен заметить, что произведение 1-ого примера равно делимому 2-ого и 3-его, делитель соответственно равны множителям 1-ого примера. Соответственно, когда школьник уловит эту взаимосвязь, он поймет, что остальные примеры вычислять не нужно, частное этих примеров есть множества 1 примера.
Переходим ко 2 столбику примеров. Учитель задает вопрос: «Чем похожи этот 1 пример и пример, который ты решил?» Ученик должен увидеть, что в обоих примерах одинаковый множитель 75.
Учитель: «А чем отличаются 2 этих примера?»
Возможный ответ ученика: «Вторым множителем и переменой места множителя 75».
Учитель: «Чем отличаются множитель в 1-м примере 12 и во 2-м примере 13?»
Ученик: «Множитель во 2 примере больше на единицу, чем в первом».
Учитель: «Правильно. Что значит 75·12? Можно ли представить произведение как сумму?
Ученик должен догадаться, что т.к. 13 больше 12 на единицу, то можно не производить умножение, а к полученному результату первого примера прибавить 75. Аналогично решаются 2 других примера.
На данном этапе трудности, которые могут подождать младшего школьника, заключаются в том, что вначале в сравнении учащиеся легко выделяют различия и труднее – сходство. Далее постепенно они выделяют и сравнивают сходство, причем вначале яркие признаки, в том числе и существенные.
В конце этапа рекомендуется провести контроль над знаниями учащихся. Предполагается создать индивидуальные карточки. Проверка будет осуществляться обменом вариантов между учениками, т.о. у школьника двойной контроль: ему надо решить собственные задания и задание соседа.
Показателем сформированности приема сравнения является умение детей самостоятельно использовать его для решения различных задач, без указаний: «сравни…, укажи признаки …, в чем сходство и различие…».
Приводим конкретные примеры таких заданий:
· убери лишнее… (при выполнении его школьники ориентируются на сходство и различие признаков):
45+12>37; 230-12<224; 45+12=57
· В какой строчке записано уравнение?
·
А) 46 – 20 = 26 Б) в : 7 = 2 В) 16 + а > 30 Г) к ? m = n
· сумма чисел в первом столбике равна 74. Как, не выполняя сложения во втором и третьем столбиках, найти суммы чисел:
212223
303132
111213
121314
74
· Продолжи ряды чисел: 2, 4, 6, 8, …; 1, 5, 9, 13 …(Основа установления закономерности (правила) записи чисел – также операция сравнения).
Материалы по педагогике:
Роль церкви в воспитании молодежи
Многие затрагивая подобную проблему говорят о том что когда-то раньше было лучше, потому - что люди были добрее, воспитаннее и духовно богаче. Если придерживаться этой точки зрения, то можно сказать, что чем дальше человечество уходит от Бога к цивилизации, тем скуднее становится его душа и разврат ...
Анализ рассказов, рисунков детей
На II этапе исследования мы провели анализ продуктов детской речевой деятельности. Задание 1 Придумывание окончания рассказов по картине В. М Васнецова "Иван царевич и Серый волк". Цель исследования: выяснить, используют ли дети в творческих рассказах устаревшие слова. Подготовка к исслед ...
Организация и этапы опытно-экспериментальной работы
В исследовании принимали участие учащиеся двух 11-х классов МОУ СОШ № г. Кувандыка Оренбургской области, в количестве 37-ми человек, возрастной состав учащихся, в среднем, составил 16-17 лет. Учащиеся 11 «А» класса (в количестве 18-ти человек, из них 10 девочек и 8 мальчиков) являлись контрольной г ...