Каждый музей ищет свои формы работы с посетителем, ориентируясь на особенности своей аудитории. В школьных музеях, учитывая большое значение в нравственном воспитании учащихся, проводятся уроки мужества, вечера и встречи с ветеранами ВОВ, тружениками тыла и т.д. Они проводятся ежегодно, как правило, перед празднованием Дня Победы. Тематика таких вечеров носит патриотическую направленность. Сейчас эта работа находится на пике активности, как в традиционных, так и в школьных музеях.
Заботясь о воспитании у молодежи чувства гордости за свою страну, школьные музеи придали большое значение пропаганде идей патриотизма музейными средствами. В частности, школьным музеям русской культуры было вменено в обязанности собирать материал, отражающий быт русского народа во время ВОВ, учащимся же были даны задания по подготовке докладов по истории улиц, названных в честь героев ВОВ. Как правило, к годовщине Победы проводятся городские и областные олимпиады, посвященные данной тематике.
Учителя к празднованию Дня Победы разрабатывают обширные лекции, уроки военно-патриотической направленности (Приложение 1). Эти лекции, уроки рассчитаны на подготовку учащихся к посещению военно-исторического музея, на восприятие историко-культурной информации. Будучи музейными именно благодаря отбору и подаче материала, такие лекции читаются в стенах школьного музея, несмотря на то, что его профиль не соответствует обсуждаемой теме.
Кроме того, к 9 Мая музейные советы организовывают тематические вечера и встречи: «Никто не забыт, ничто не забыто», «Этих дней не смолкнет слава», «Они были первыми» и пр., которые призваны морально подготовить молодежь к защите Отечества, восприятию ее как священного дела. Структурно они состоят из разных элементов, но, как правило, во время таких встреч, уроков, вечеров встречаются люди разных возрастов – молодежь и зрелое поколение (участники ВОВ, бывшие партизаны, подпольщики), которому есть о чем рассказать. Такая связь поколений необходима для сохранения исторической памяти народа. С этой целью, к примеру, в музее русской культуры школы №93 поддерживается связь с 32 ветеранами ВОВ, имеется соответствующая картотека.
Практика работы школьных музеев убеждает в эффективности воспитания на конкретных фактах героизма, которых было множество в период ВОВ (при изучении боевого и трудового подвига народа и армии). Все это очень важно для формирования патриотов, достойных граждан своего Отечества.
Обязательным компонентом музейного мероприятия, посвященного празднованию годовщины ВОВ, является выпуск учащимися стенной газеты, подготовка программы для ветеранов, тружеников тыла, проведение экскурсии по экспозиции своего музея, организация совместного чаепития. Во время таких встреч ветераны делятся воспоминаниями, слушают магнитофон с записями военных песен, иногда поют. Такие встречи в музее – уроки настоящего патриотизма, нравственности надолго запоминаются школьникам, вызывая чувство сопричастности к тем грозным временам и чувство гордости за своих земляков. Подобные тематические уроки организовываются во многих музеях страны, являясь прекрасной формой патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения в условиях современной общественной жизни.
Материалы по педагогике:
Образование как процесс
Образование как процесс отражает этапы и специфику развития образовательной системы как изменение ее состояния за конкретный временной период. Эта динамическая характеристика образования связана с процессом достижении цели, способами получения результата, затраченными при этом усилиями, условиями и ...
Сравнительный анализ требований государственных
федеральных стандартов к выпускнику детского сада и требований к первокласснику
Сопоставив требования государственных федеральных стандартов к выпускнику детского сада (ФГС) и требования к первокласснику (ФГС) мы сделали пришли к следующему выводу: «Высокая готовность детей к освоению новых стандартов обеспечивается реализацией основной общеобразовательной программы дошкольног ...
Отдельные эпизоды из жизни семьи
Первые годы – самые трудные. Оставшись в Сибири, бабушкины родители привыкли к ней и полюбили. Сразу после войны, конечно, было очень трудно и голодно. Жили в маленькой квартирке в доме барачного типа. Не было вторых оконных рам чтобы утеплиться на зиму. Дров им, приезжим, взять было негде. Всё лет ...