BriefEducation
Образование: теория и практика » Формирование умения обобщать у младших школьников при изучении математики

Формирование умения обобщать у младших школьников при изучении математики

урок математика

В различные возрастные периоды развития человека важнейшее значение играет один из психологических процессов. Для младшего школьника основное значение приобретает развитие логического мышления, это одна из важнейших задач обучения математики в начальной школе.

Одной из основных и важнейших операций логического мышления младшего школьника является обобщение. В процессе обучения школьник, путем обобщения, получает возможность суммировать полученные в школе знания и делать обобщающие выводы.

Изучение математики сталкивает детей с необходимостью выделять существенные свойства, которые присущи нескольким предметам и явлениям, и обобщать их, формируя определенные понятия.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы подтверждает важность умения обобщать в математике:

1. Данная операция приводит учащихся к новым обобщенным знаниям, способам действий, т.е. обеспечивает овладение ими основами наук, которые становятся средствами решения конкретных задач и дальнейшего овладения математикой;

2. Процесс обобщения выступает приемом осуществления учащимися учебно-познавательной деятельности.

Таким образом, математика играет важную роль в процессе формирования процесса обобщения. Этот процесс начинается в начальной школе. Такие авторы, как А. К. Артемов, Н. А. Менчинская, М. И. Моро и Г. И. Минская пишут о необходимости и особенностях формирования вышеназванной умственной операции. Младший школьник, определяя понятия, указывает преимущественно наглядные, конкретные и единичные предметы и явления, их признаки и свойства. Это объясняется недостатком знаний, а также слабым развитием мыслительной операции обобщения у детей младшего школьного возраста.

На основании всего вышесказанного, работа по формированию обобщения у младших школьников на уроках математики является актуальной.

Гипотеза 1:

умение обобщать в младшем школьном возрасте находится на среднем уровне.

Гипотеза 2:

процесс развития операции обобщения в младшем школьном возрасте будет успешном при следующих условиях:

· Использование разнообразного набора исходного развивающего материла;

· Анализ и сравнение учащимися большого количества сходных предметов;

· Варьирование несущественных признаков при постоянстве существенных;

· Умение видеть общее в отдельном конкретном случае, с которым приходится иметь дело в данный момент.

Цель:

разработка проекта работы по изучению алгебраического материала, в ходе которой возможно эффективно развивать умение обобщать у младшего школьника.

Объект исследования:

процесс развития умения обобщать на основе изучения алгебраического материала в начальной школе.

Предмет исследования:

формирование умения обобщать у младших школьников при изучении математики.

Задачи исследования

:

1. Изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по данной теме.

2. Разработка содержания диагностики уровня сформированности обобщения младшего школьника

3. Разработка проекта на основе алгебраического материала по формированию умения обобщать младшего школьника.

Для осуществления поставленных задач используются следующие методы исследования:

a. анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемому вопросу;

b. анализ деятельности учеников начальных классов с целью выяснения, насколько сформирована операция обобщения;

c. констатирующий эксперимент.

Исследование проводилось в 3 этапа:

1. Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы;

2. Проведение констатирующего этапа экспериментальной части;

3. Разработка проекта по развитию умения обобщать у младших школьников при изучении алгебраического материала.

Материалы по педагогике:

Программные средства, используемые для разработки мультимедиа курсов
На примере программных средств, используемые для мультимедиа курсов рассмотрим программу AutoPlay Media Studio. Интерфейс. Окно программы AutoPlay Media Studio 8.0.6.0 (рисунок ниже) можно условно разделить на шесть областей. Панель меню. Панель инструментов. Проводник проекта. Панель свойств объек ...

Опытно-поисковая работа по проблеме использования нестандартных уроков на практических занятиях по профессии «парикмахер»
Опытно-поисковая работа по проблеме: нестандартные уроки. Эксперимент осуществляется на базе «Уральского колледжа бизнеса и технологии красоты». Описание базы: на базе колледжа «Уральского колледжа бизнеса управления и технологии красоты» существует 2 лаборатории, для проведения уроков профессионал ...

Теория активизации познавательной деятельности. Роль познавательного интереса
Каждый школьник обладает только одному ему присущими особенностями познавательной деятельности, характера, поведения, эмоций, что требует дифференциации в обучении. Учитель должен знать, что такое познавательная активность, каковы особенности и условия ее развития у школьников, какими приемами след ...

Разделы

© 2025 Copyright www.briefeducation.ru