Множество знаний делает воспитанника нетвердым и нерешительным, а беспрерывные упреки, исправления и насмешки препятствуют ему образовать собственный характер.
В 1912 году в Москве, а затем в 1915 году в Петрограде вышли книги митрополита Владимира о детском воспитании «Евангелие детства: Подарок детям» и «Пастырские беседы с детьми», в которых святитель обращался к теме воспитания. Взгляд митрополита Владимира на воспитание детей сформировался из чтения и изучения святых отцов, в первую очередь святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, которые часто приводили в пример древние образцы классического греческого воспитания. Нужно ли вообще воспитывать детей и в чем это воспитание должно заключаться? Указывая на божественное Откровение и опыт человеческой культуры, святитель Владимир отвечает на этот вопрос так: «Если дитя предоставить самому себе, то в нем станет развиваться не доброе, более слабое начало, но более сильное, злое – подобно тому, как и во внешней физической природе, коль скоро она предоставляется самой себе, произрастает не пшеница, а плевелы, терния и волчицы». астильба японская
Любимые образы воспитанника и воспитателя в беседах святителя – это сад и садовник. Почему и сложилась поговорка: «Гни дерево, пока оно гнется». И если кто посадил дерево, чтобы оно выросло прямым, то он должен на первых порах привязывать его и тщательно ухаживать за ним, давая правильное направление. Сердце и душа ребенка – это сад, а родители – садовники, поставленные от Бога, и сад сердца своих детей они должны с самого раннего возраста очищать от плевел и сорняков. В области желаний ребенка подавлять все дурное и приучать к добродетели.
Были и теперь есть воспитатели, которые в ребенке не хотят видеть ничего, кроме ростков добродетели. Но против них говорят ясные изречения Божественного Откровения, так что их можно обличить в недостаточно основательном познании человека. Кто внимательнее наблюдает за детьми, тот согласиться, что уже с ранних лет в детях обнаруживаются не только слабость и легкомыслие, но и беспорядочное желание удовольствий, склонность к тщеславию, зависти и другие плохие проявления, которые, как ростки пороков, очень быстро размножаются, если этому не будет постоянного и твердого противодействия.
Рассуждая о задачах воспитания, священномученник Серафим (Чичагов), митрополит Петроградский, возглавляющий сонм так называемых Бутовских новомученников говорил: «Христианское воспитание ребенка должно начаться с самых первых дней рождения его, после святого крещения». А преподобномученник Кронид (Любимов), последний наместник Троице-Сергиевой лавры перед ее закрытием, в одной из своих проповедей сказал: «Дитя, не наученное вере в младенчестве, грубеет в неверии и часто таковым переходит и в вечность».
Знаменитый проповедник протоиерей Родион Путянин так говорит об осторожности в поведении взрослых по отношению к детям: «Вы, конечно, замечали, как младенцы бывают до всего любопытны; а это есть знак того, что они хотят узнать, значит, и могут понимать; об их памяти и говорить нечего: на ней, как на мягком воске, все отпечатывается. И в самом деле, когда дети начинают говорить, когда успевают запомнить столь различные наименования вещей? Конечно, в младенчестве. Когда успевают узнать те пороки, которые они обнаруживают, когда приходят в возраст? Опять в младенчестве».
Рассуждая о задачах воспитания, священномученик Серафим поучал, что разум есть слуга сердца, поэтому несправедливо и вредно при образовании развивать только рассудок, оставляя без внимания сердце. Наоборот, наибольшее внимание должно быть обращаемо на сердце, ибо в сердце – жизнь. А так как истинная жизнь сердца – Христос, то главная наша задача – верою вселить в сердце Самого Христа.
Итак, образование нужно начинать с ранних лет и сообразовывать с возрастом.
Материалы по педагогике:
Формы и методы
социально-педагогической поддержки
Вся воспитательная работа по социально-педагогической поддержки детей «группы риска» строится на следующих принципах: принцип уважения индивидуальности личности (если подавлять индивидуальность, то личность не раскроется, ее склонности и способности не разовьются); принцип коллективной деятельности ...
Понятие готовности
Школьное обучение - один из серьезнейших этапов в жизни ребенка. Поэтому вполне понятна та озабоченность, которую проявляют и взрослые, и дети при приближающемся поступлении в школу. Часть родителей и воспитателей, да и самих детей воспринимают этот момент как своеобразный экзамен ребенка за весь д ...
Понятие личностно-ориентированного обучения
Выше мы так или иначе давали характеристику особенностей личностно-ориентированного обучения. В настоящей части работы эти характеристики собраны воедино и для четкого обозначения его специфики изложены в тезисной форме. 1. Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) - это такое обучение, которое во г ...