По результатам современных, педагогических исследований установлено, что в любом образовательном учреждении, с любим составом учащихся, в процессе обучения есть факторы, которые приводят к депривации.
Однако в процессе явления депривации во взаимодействии с педагогом, все участники взаимодействия как учащиеся, так и учителя нуждаются в понимании. Отсутствие возможности удовлетворить потребность в идентичности и понимании есть фактор возникновения коммуникативной депривации. Коммуникация в процессе обучения выглядит как процесс передачи информации, а так же представляет адекватное прочтение обратной связи. В процессе преподавания географии коммуникация является одним из основных способов для передачи информации учащимся. Только благодаря коммуникативным способностям преподавателя у учащихся может сложиться полное представление о географической картине мира.
Наличие депривации во взаимодействии или коммуникативной депривации свидетельствует о не достаточно развитых умения передавать значимую информацию и использовать обратную связь участниками взаимодействия, а возможно и о полном отсутствии данных умений.
Предупреждение возникновения явления, депривации позволяет создать благоприятные условия образовательной среды, что в свою очередь повышает качество обучения в школе.
Полноценное развитие ребенка в процессе обучения позволяет обеспечить "индивидуально - креативный" подход. Данный подход осуществляется путем перехода от взаимодействия педагога и учащихся в процессе обучения в виде сотрудничества к педагогической поддержке и сопровождению ребенка в процессе обучения.
Принципами "индивидуально - креативного" подхода являются:
ценностно-смысловое равенство ребенка и взрослого. Равенство не в знаниях и опыте, а в праве на индивидуальный внутренний мир и жизненный опыт. У каждого человека уникальный, своеобразный внутренний мир.
открытость каждого из участников взаимодействия. Данный принцип обеспечивает осознание своей позиции, своей точки зрения, а так желание обнаружить и предъявить ее другим людям, без страха. На учителе лежит ответственность за организацию такого взаимодействия. Это предполагает способность и умение не только воспринимать открытость ученика и принять ее, но и помочь ему открыться, увидеть в ученике то, что в нем есть и помочь ему самому увидеть это.
самоценность каждого возраста. Учитель должен использовать такие методы работы, приемы, которые обеспечат реализацию возможностей ребенка определенного возраста на каждой ступени обучения. Например, при работе в старших классах, учителя начинают проводить различные ролевые игры, уроки-семинары, уроки-защиты исследовательских проектов, которые позволяют учащимся не просто овладевать знаниями, но и вовлекают их в профессиональное взаимодействие, дают почувствовать различные роли.
понимание ученика педагогом. Непонимание это наиболее часто упоминаемая причина нарушения взаимодействия педагога и учащихся, как со стороны ученика, так и учителя. Некоторые учителя, ежедневно имея дело с учениками, не могут найти с ними общего языка, договориться. Понимание ученика, предполагает знание об общих закономерностях психического развития и того, как они проявляются в конкретных социально-экономических условиях. Так же предполагается готовность педагога к изменениям, которые происходят с учениками в разные периоды определенного возраста.
Материалы по педагогике:
Формы организации воспитательного процесса
1. В чем заключается педагогическая ценность игры как особого вида деятельности детей? Игра имеет большое значение в развитии личности, основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании и, наконец, в процессе социализации. В структуру игры как деятельности личности входят этапы: це ...
Специфика метода фокальных объектов
Метод фокальных объектов – метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. Применяется при поиске новых модификаций известных устройств и способов, в частности ТНП, создании рекламы товаров, а также для тренировки воображения. Другие названи ...
Заведующий ДОУ как специалист по социальной работе
Заведующий детским дошкольным учреждением должна проводить планомерную психолого-педагогическую работу с родителями с целью создания единого образовательного пространства и повышения педагогической компетенции семьи. Говоря о конкретном объекте исследования – семье, можно отметить, что члены семьи ...