Ведущим приемом является образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог. Если педагог применяет образец на первоначальной ступени обучения, то зачастую он подкрепляет этот прием кратким или развернутым объяснением демонстрируемых качеств речи или движений рече-двигательного аппарата («Вы, дети, слышите, что я не просто говорю слово со звуком р, но специально выделяю этот звук, произношу его долго, протяжно: а-р-р-р-буз .»). При формировании фонематического слуха, звуко и словопроизношения рекомендуется специфичный прием — утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова).
Мы достаточно часто использовали образное называние звука или звукосочетания (ззз — песенка комара; туп-туп-туп — топает козленок). Показ и объяснение артикуляции часто включается в игровой сюжет («Сказка Веселого Язычка»). Активными приемами являются хоровые и индивидуальные повторения. Именно они обеспечивают тренировку речедвигательного аппарата детей, так важную в формировании звуковой культуры речи. Особенно полезны негромкие проговаривания звуков (звукосочетаний). Повышает качество ответов такой прием, как обоснование необходимости выполнить задание учителя. Оно дается или в эмоционально-шутливой форме: «Давайте поучим индюка петь веселую песенку!», или в деловой - «Надо запомнить, как произносится слово ритм, а не ритом, а иначе говорить просто неграмотно, некрасиво — кому же хочется попасть в смешное положение?». Примыкает к этому и другой прием — индивидуальная мотивировка задания, индивидуальное указание перед ответом ребенка - «Мне кажется, что колыбельная особенно хорошо получится у Сережи — он умеет быть ласковым, заботливым». В случае ошибочных ответов возможны такие активные приемы, основанные на имитации, как совместная (сопряженная) речь ребенка и учителя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи-образца).
В процессе отработки и закрепления произносительных умений ребенка наиболее ценным является пример правильной речи его сверстников. Этот фактор мы использовали не только на занятиях, но и в свободно организуемых играх и упражнениях, к которым привлекаются как дети, не овладевшие каким-то умением, так и те, кто старается говорить правильно, четко. Традиционны такие приемы, как оценка ответа или действия и исправление. Однако, следует заметить, что негативный эффект могут иметь назойливые, слишком частые использования исправлений и подсказок (звукопроизношения, темпа и т. д.), так как это нервирует ребенка. Необходимо очень тактично и осторожно делать замечания, учитывая поло-индивидуальные и возрастно-психологические особенности ребенка.
На уроках очень успешно мы применяли специфичный прием — образную физкультурную паузу, которая благодаря сочетанию движений детей с произнесением отрабатываемых звуков или звукосочетаний (игровая ситуация) служит одновременно и отдыхом, и закреплением учебного материала (походить, присесть и показать, как квохчут курочки, как кричит петушок). Содержанием уроков являются упражнения, направленные на укрепления как отдельных мышечных групп, так и костно - связочного аппарата, на развитие подвижности связочно- мышечного аппарата, на расслабление мышечных групп, содействующее выработке правильной осанки, на выработку равновесия и координацию движений.
На уроках ритмики особое внимание уделяется развитию слухового восприятия и формированию произношения учащихся. Это выражается в том, что учитель добивается от детей понимания смысла словесных инструкций, которые используются на уроке, и выполнения соответствующих действий, внятности произношения, а также восприятии на слух определенных слов и фраз инструкции типа: «Встань в шеренгу, колонну», « Идите змейкой», « Идите вперед, назад, вправо, влево», «Бросай мяч вверх, вниз» и т.п. Кроме этого ученики воспринимают на слух музыку, ее темп, ритм, интенсивность звучания. Все упражнения, связанные с выполнением движений под музыку с изменением темпа, ритма и т. д. способствуют развитию слухового восприятия детей, формированию ритмико-интонационной структуры речи.
Материалы по педагогике:
Моделирование алгоритмических исполнителей в среде ЛогоМиры и Delphi
Исторически первым педагогическим программным средством, предназначенным для обучения детей алгоритмизации, был язык программирования ЛОГО, разработанный в конце 1960-х гг. американским педагогом-психологом С. Пейпертом. В состав ЛОГО ходит исполнитель Черепашка, назначение которого — изображение н ...
Требования к первокласснику
1 сентября 2011 года вступил в силу новый Федеральный государственный стандарт (ФГС) начального общего образования. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного ...
Как мы понимаем творческие способности
Л.С. Выготский в книге «Воображение и творчество» писал: «Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко придти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или в меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского разви ...