Мы использовали формирование выразительности речи в процессе развития творческого интереса. Например, учитель вместе с детьми дает элементарную характеристику персонажам, что помогает ребенку подбирать подходящие интонации («Лиса хитренькая, тоненько говорит, ласково, но она притворяется»), и более сознательно отнестись к выбору выразительных средств. В этом школьникам большую помощь оказывали наводящие вопросы педагога. Очень важно, чтобы они были конкретными: Какой голосок у Миши? Оправдано применение подсказывающей формы вопроса, особенно если это касается выбора интонаций, так как такой прием облегчает ребенку поиск выразительного средства, помогает найти наиболее точное определение, например: как правильнее прочитать начало — медленно или быстро? Какая распевка — веселая или грустная? Как звучат слова: ласково или грубо?
Для развития интонационной выразительности речи слабослышащего школьника мы использовали в работе элементы сказкотерапии, раскрытые исследователями М.А. Повалевым и Г.Г. Чебонян. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности обучающегося. Достоинство сказок в коррекционной работе неспоримо: это психотерапия и психокоррекция, образность языка, психологическая защищенность, обогащение словаря, автоматизация поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок помогали верно строить диалоги, влияли на развитие связной, логичной речи, делали ее эмоциональной, образной, красивой. Драматизация сказки способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности.
В театрализованной деятельности ребенок использует еще и другие средства передачи сценического образа — мимику, жест, позу, походку. Ряд приемов способствует поиску детьми разнообразных средств передачи образа, причем передачи не подражательной, а своей, индивидуальной, связанной с пластической характеристикой. Активный прием — творческие задания. Варианты таких заданий разработаны Л.С. Фурминой: подойти к однокласснику и попросить у него игрушку так, чтобы остальные могли определить, как ее попросили (вежливо, обидчиво, резко и т. п.); перейти «ручей» по камушкам от лица любого персонажа (медведя, лисички, белочки, мышки) и объяснить, как и почему он так идет. Примеры разнообразных, интересных заданий мы нашли в пособии С.С. Бухвостовой «Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста»
Очень эффективен прием игры в лицах (по ролям) с использованием куклотерапии. Для младших классов материалом могут служить короткие стихотворения, потешки, шутки, например: про куклу «На меня вы посмотрите, и к себе домой возьмите. Буду вас любить и слушать, а зовут меня - Катюша!» пение сопровождается игровыми действиями и движениями детей, способствующими естественности, как бы непроизвольности интонаций. Например, движения ребенка руками при словах: «Шу, полетели! На головку сели!» — вызывают у него радость в голосе, улыбку; движение пальчиками (пальчиковые игры), изображающими рога, помогает появлению интонации шутливой угрозы в голосе и соответствующей мимики (сказка «Коза рогатая»). Живости и естественности интонации способствует включение в текст потешки или стихотворения имени кого-либо из детей, присутствующих на уроке. При этом ни в коем случае нельзя пренебрегать влиянием оценки деятельности ребенка на уроке. Мы использовали разнообразные формы поощрений желания ребенка исправить, улучшить свой ответ, прочитать, сказать, произнести по-другому. Для формирования адекватной самооценки мы использовали технические средства обучения (магнитофон), записывали ответ ребенка и затем привлекали к самооценке, к самостоятельному объективному поиску успехов и неудач в исполнении. Дополнительные приемы — пример выразительного чтения ученика, совместное с учителем проговаривание и самостоятельное заканчивание учеником строки и др., способствующие формированию интонационной выразительности речи. Для школьников четвертого класса полезным стимулирующим приемом оказалось индивидуальное заучивание или чтение для последующего выступления перед младшими на празднике; на месячниках речи, на открытых уроках, для подарка маме, бабушке и т. д. Реальная перспектива выступить с чтением мобилизует силы ребенка, вызывает желание прочитать особенно хорошо, создает «ситуацию успеха». Приемы формирования выразительности чтения и пересказа очень разнообразны. На одном занятии используется одновременно несколько приемов.
Материалы по педагогике:
Эмпирическое исследование развития произвольного внимания у старшего
дошкольника средствами занимательного математического материала
Данная работа написана на основе экспериментальной работы, проводимой в ДОУ №19 «Солнышко» г. Кирово-Чепецка. Нами была предпринята попытка изложить исследования деятельности педагога-психолога по развитию произвольного внимания у старшего дошкольника посредством занимательного математического мате ...
Модельное занятие №2 Использование инновационных образовательных технологий
в учебном процессе: проблемы и перспективы
1. Прочтите текст одного кейса (на выбор), проявите, какие образовательные технологии используют педагоги при организации учебного процесса 2. Чем, по вашему мнению, обоснован выбор преподавателем той, или иной технологии 3. В чём специфика, характерные особенности технологий, используемых преподав ...
Организация восприятия пейзажа детьми дошкольного возраста
Психологи и педагоги утверждают, что для полноценного восприятия художественного произведения детям необходим запас наблюдений, опыта положительно-активного отношения к окружающему. Глаз, воспитанный на наблюдении разнообразия форм, на изучении красочных сочетаний в природе, будет более восприимчив ...