BriefEducation
Образование: теория и практика » Методы, приемы обучения и коррекции интонационной выразительности речи и их влияние на творческие способности слабослышащих учеников » Историко-педагогический аспект обучения слабослышащих детей

Историко-педагогический аспект обучения слабослышащих детей

Страница 3

С другой стороны, частичный слух слабослышащего ребенка позволяет в какой-то мере на его основе формироваться речи. Но поскольку приобретаемый таким путем речевой багаж чрезвычайно искажен, то и дальнейшее искаженное восприятие и понимание слов и предложений своеобразно отражаются на представлениях, понятиях ребенка, дают не только обедненную, но часто и неправильную картину окружающего мира. Кроме того, частичное восприятие речи таким ребенком нередко создает у окружающих неправильное представление о имеющихся у него возможностях ее полного понимания и иногда расценивается как интеллектуальная недостаточность.

Указанные особенности осложняют положение слабослышащего ребенка в социальном окружении. Развитие ребенка определяется не только отношением к нему окружающих, но и его собственной позицией, его поведением, степенью его активности в познании мира, усвоении опыта взрослых и сверстников, индивидуальными чертами его личности и способностью к развитию.

Усвоение и переработка социального опыта, как известно, совершаются в процессе общения. При этом формы, виды общения могут быть различными, но важнейшей формой общения является речевое общение. В процессе речевого общения происходит обмен мыслями, информацией, общающиеся побуждают друг друга к тем или иным действиям, поступкам, оценивают окружающие их явления, выражают к ним свое эмоциональное отношение, налаживается взаимопонимание, организуется совместная деятельность, в ходе которой практически познаются те или иные явления, их признаки. Именно благодаря речевому общению ребенок развивается как социальная личность, у него формируются и совершенствуются все стороны, функции, процессы его психической деятельности и творческий потенциал.

Анализ особенностей слабослышащих детей с позиций законов развития, позволивший по-иному отнестись к взаимодействию слуха и речи, дал основание научно определить роль каждой из этих функций в формировании психики, что важно для объективного прогнозирования ближайших и отдаленных результатов обучения, воспитания и развития таких детей в разных условиях.

Выдвижение речи на первое место в структуре аномалии слабослышащих детей находится в полном соответствии с признанием за речевым общением его решающей роли в развитии ребенка как личности. В связи с этим совершенно по-новому был поставлен вопрос о сущности специального обучения слабослышащих: его центром стал процесс планомерного формирования речи, обеих ее сторон – понимания речи ребенком и собственной его активной речевой деятельности. Преодоление аномалии развития требует социальных по природе путей и средств в виде осуществления целостного воздействия на личность учащихся в специальном образовательно-воспитательном процессе, который опирается не только на имеющиеся у слабослышащего ребенка положительные данные; на достигнутый к этому времени уровень развития, но и обязательно на его компенсаторные возможности; особые условия, позволяющие максимально усилить этот компенсаторный фонд с целью преодоления последствий дефекта, выправления нарушенного хода становления личности, ее социальных связей, все сторон психики.

Целостный, личностный характер подхода к анализу своеобразия развития ребенка с частичным дефектом слуха в отличие от старого, механистического подхода, позволил вскрыть диалектику взаимодействия биологических и социальных факторов и их влияние на все стороны психики. Прямые последствия биологического фактора ведут к своеобразию условий социального общения слабослышащего ребенка, а понесенные личностью потери в общении из-за нарушенного контакта с окружающими оказывают решающее влияние на формирование психики ребенка.

Теоретическая разработка проблемы аномального развития детей с недостатками слуха, осуществленная Р.М. Боскис, выявила и особенности самого дефекта слуха, и картину своеобразия речевого развития. Было отмечено, что у детей с частичным нарушением слухового анализатора наблюдается неспособность прислушиваться, концентрировать слуховое внимание на тех звучаниях, которые с количественной стороны все же доступны данному состоянию физического слуха ребенка.

Последнее обстоятельство было квалифицировано как своеобразное вторичное проявление последствий дефекта, как результат несформированности слухового опыта ребенка. Поэтому и сущность педагогического воздействия базируется на принципиально иных основаниях: ребенка нужно научить пользоваться остаточным слухом, развить его слуховое внимание, сформировать и развить опыт слухового восприятия в процессе специальной работы по формированию речи, а не восстанавливать сам слух. Наиболее важным является не приспособление к слуховому дефекту ребенка в педагогическом процессе, а корригирующее воздействие на слуховое восприятие с целью развития речи и ее компонентов, а следовательно и познавательной деятельности.

Нарушение слуха дает искаженное восприятие звукового состава воспринимаемой речи, что ведет, вследствие анатомо-физиологических связей слухового и речевого анализаторов, к нарушению взаимодействия слуховых образов с кинестезиями, следовательно, и к собственному искаженному произношению. Смыслоразличение при этом нарушается, что проявляется в своеобразном понимании воспринимаемых слов и фраз и в неадекватном использовании языкового материала в самостоятельной речи.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Основы деятельности классного руководителя
1. В таблице названы признаки коллектива. Охарактеризуйте их Признак Характеристика Общая социально значимая цель единство мотивов; единство ценностных ориентаций; психологическое единство Общая совместная деятельность направлена на достижение общих целей; характер деятельности определяет характер ...

Старший дошкольный возраст как сенситивный период развития связной речи ребенка
В отечественной методике развития речи изучением развития речи в старшем дошкольном возрасте занимались Е.И. Тихеева, О.И. Соловьева, М.М. Конина. В целом, содержание работы по развитию связной речи в старшем дошкольном возрасте, прежде всего, определяется тем, что у ребенка к концу дошкольного дет ...

Методы оценки физических качеств
Развитие физических качеств оценивается по динамике показателей силы, выносливости, гибкости, ловкости, быстроты. Для определения параметров физических качеств были использованы стандартные нормативы на уроке физической культуры. Для этого использовались: беговая дорожка, прыжковая яма с песком, те ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru