Бедность словарного запаса, искаженный характер речи ребенка, формирующейся в условиях нарушенного слухового восприятия, накладывает свой отпечаток на ход развития познавательной деятельности. Последнее, в свою очередь, оказывает обратное отрицательное влияние на все компоненты языка в процессе их функционирования в речевой деятельности.
Разработанная Р.М. Боскис в 1940-х годах психолого-педагогическая типология детей с недостатками слуха послужила основой, которая была принята как научное обоснование для построения дифференцированной системы учреждений для глухих, слабослышащих и позднооглохших детей. С работами Р.М. Боскис в сурдопсихологию и сурдопедагогику вошло принципиально новое определение понятия «слабослышащие дети». По предложенной ею классификации, к этой категории относят тех детей с недостатками слуха, которые сохранили слух в такой степени, что он позволяет им хотя бы в минимальном объеме приобретать речевой багаж вне специального обучения.
К середине 1960-х годов в дефектологии начала формироваться новая область специальной педагогики – специальное обучение детей с частичным нарушением слуха. Наряду с теоретическими материалами были разработаны все документы, обеспечивающие педагогический процесс специального обучения слабослышащих детей: учебные планы, программы, учебники, руководства, пособия и другие материалы для учителей и воспитателей этих школ.
Сущность особенности дидактической системы характеризуются прежде всего принципами, на основе которых стал осуществляться педагогический процесс в школе для слабослышащих. Мы выделим те принципы, реализация которых позволяет обеспечить компенсаторную основу педагогического процесса, его коррекционную направленность и тем самым успешно преодолеть последствия дефекта слабослышащих школьников:
- педагогический процесс должен быть ориентирован на широкое социальное воздействие на учащихся, формирование личности слабослышащего ребенка;
- специальная система обучения слабослышащих детей языку должна выступать в качестве решающего средства преодоления аномального хода развития учащихся;
- эффективное обучение основам наук, формирование речи как средства общения, всестороннее развитие слабослышащих учащихся могут быть достигнуты только при условии включения решения речевых задач в весь учебный процесс;
- в специальном обучении слабослышащих должна предусматриваться систематическая работа по уточнению коррекции, активизации самостоятельно приобретаемого ими языкового материала, должны создаваться условия для расширения возможностей обогащения их речи вне специально организованных занятий;
- педагогический процесс в школе для слабослышащих должен строиться на основе максимальной активизации разных видов деятельности учащихся;
- педагогический процесс должен строиться с учетом индивидуальных особенностей слабослышащих учащихся;
- в педагогическом процессе должна обеспечиваться полисенсорная основа обучения;
- в педагогическом процессе должно обеспечиваться единство в решении задач создания практической основы для овладения слабослышащими системой научных знаний и задач собственно обучения основам наук;
- для создания благоприятных условий компенсации дефекта, преодоления последствий аномального развития, обеспечения коррекционной направленности педагогического воздействия в учебном процессе должна использоваться особая форма методов, приемов, средств обучения.
В 1970-х гг. разработка основных вопросов начального обучения слабослышащих детей была завершена соответствующая методическая система , получившая отражение и закрепление в официальных документах и материалах, прочно утвердилась в практике специальных школ. В 80-х годах были изданы первые учебные пособия для студентов-дефектологов, освещающие вопросы специального обучения слабослышащих детей.
Таким образом, проблема специального обучения слабослышащих детей имеет длительную историю как в зарубежной так и в российской педагогической практике. На современном этапе развития системы специального образования она строится на гуманистических принципах, и наряду с целью коррекции, компенсации и реабилитации дефекта выдвигает личностное и творческое развитие слабослышащего ребенка. Одним из учебных предметов, на котором должны быть созданы специальные условия для личностного и творческого развития слабослышащего ребенка являются музыкально-ритмические занятия, сущность которых будет раскрыта во втором параграфе.
Материалы по педагогике:
Финансирование по уровням образования
Финансовое состояние начальной школы считается вполне благополучным. Во-первых, система финансирования на этом уровне образования давно отлажена. Во-вторых, начальная школа является не столь капиталоемким сектором, как средняя и тем более высшая школа – крупные расходы (в 2002 г. – 29,7 млрд. евро ...
Этапы формирования навыка чтения
Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь, такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом ...
Констатирующий эксперимент. Диагностика уровня умения обобщать у младших
школьников
В предыдущей главе исследования удалось выявить, что для успешного развития умения обобщать младший школьник должен уметь: · выделять признаки объектов; · отделять существенные признаки от несущественных; · правильно выполнять обобщение и объяснять, как оно выполнено; · выделять операции, входящие ...